Меню
Техническое обслуживание электрооборудования - 5.0 из 5, основанный на 21 голосах

 

К основным неисправностям стартера отно­сятся: загрязнение и обгорание коллектора, из­нос и зависание щеток, пробуксовка или за­клинивание муфты свободного хода, разнос обмоток якоря, подгорание контактов включе­ния стартера в тяговом реле, ослабление за­тяжки крышек стяжными винтами, выгорание изоляционных шайб и пластин щеткодержате­лей, заедание якоря тягового реле во втулке катушки электромагнита, износ подшипников, заедание привода на валу якоря стартера, об­рыв обмоток тягового реле, ослабление буфер­ной пружины.

При техническом обслуживании стартера следует вначале проверить состояние проводов и клемм цепи стартера.

Особое внимание следует обратить на со­стояние коллектора и щеток стартера. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В слу­чае загрязнения рабочую поверхность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензи­не. Если грязь и следы подгорания не удастся устранить, то коллектор следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой (зернистостью 80—100). Если и при этом следы подгорания не будут устранены, стартер необходимо разо­брать и коллектор проточить на станке. Шеро­ховатость обработки должна быть не ниже 7-го класса.

Щетки должны свободно, без заеданий пе­ремещаться в щёткодержателях и не должны иметь чрезмерного износа.

При техническом обслуживании стартера проверяют затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтягивают их.

Проверяют состояние контактов реле стар­тера, а контактную коробку очищают от пыли. В случае значительного подгорания контактов их следует зачистить мелкой стеклянной шкур­кой или плоским бархатным напиль­ником. Если контактные болты имеют значи­тельный износ в месте соприкосновения с кон­тактным диском, их следует повернуть на 180°.

При проверке и регулировке вылета шес­терни стартера плюсовую клемму аккумулятор­ной батареи надо соединить с выводной клем­мой обмоток реле стартера, а минусовую клем­му — с корпусом («массой») стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестер­ню. Зазор между торцом шестерни и упорным кольцом замеряют при помощи металлической линейки.

Для удаления пыли стартер продувают воздухом, а при сильной загрязненности внутрен­ней полости стартера следует его разобрать и очистить.

Крышки стартера и привод очищают от грязи при помощи тряпки, смоченной в кероси­не. Указанные детали запрещается мыть в ван­не с керосином во избежание вымывания смаз­ки из пористых бронзографитовых подшипни­ков скольжения и муфты свободного хода при­вода.

§14. Основные неисправности и техническое обслуживание стартера - 5.0 из 5, основанный на 20 голосах

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

 

Для обеспечения правильных условий за­ряда аккумуляторной батареи на автомобиле и предохранения генератора от перегрузки (для реле-регуляторов, имеющих ограничитель тока) необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы — регулировать отдельные элементы реле-регулятора.

Проверка реле-регулятора заключается в определении величины напряжения, поддержи­ваемого регулятором напряжения (см. табл. 4), величины напряжения включения контак­тов реле обратного тока и силы тока их размы­кания, а также силы тока, ограничиваемого ог­раничителем тока. Для нормальной работы ге­нератора и реле-регулятора важное значение имеет состояние электропроводки между гене­ратором, реле-регулятором и аккумуляторной

4. Данные для проверки работы реле-регулятора

Климатические районы

Время года

Номинальное напряжение системы элек­трооборудо­вания, В

 Установка аккумуляторной батареи на автомобиле

         наружная

      подкапотная

  Напряжение при температуре реле-регуляторов 20°С, В

поддержива­емое регуля­тором напря­жение

включения реле обрат­ного тока

поддержива­емое регуля­тором напря­жение

включения реле обрат­ного тока

Северные районы с резко конти­нентальным климатом с температурой зимой минус 40°С

Зима

   24

   12

    6

  30,2

  15,0

   7,5

26,0—27,0

12,5—13,0

   6,3—6,5

 

      -

  14,5

   7,3

       -

12,5—13,0

   6,3—6,5

Лето

    24

    12

     6

   28,0

   14,0

     7,0

25,0—26,0

12,0—12,5

6,0—6,3

       -

    13,7

       6,9

       -

12,0—12,5

   6,0-6,3

Центральные районы с температу­рой зимой минус 30°С

Круглый год

    24

    12

      6

    28,5

    14,2

       7,1

25,0-26,0

12,0—12,5

6,0—6,3

       -

    13,7

       6,9

       -

12,0—12,2

6,0—6,1

Южные районы

Круглый год

     24

     12

       6

   27,0

   13,5

      6,8

 24,0—25,0

 11,8—12,2

    5,9-6,1

       -

  13,5

     6,8

       -

 11,8—12,2

    5,9—6,1

батареей, а также надежность их соединения с «массой». Поэтому, прежде чем начинать про­верять и регулировать реле-регулятор, необхо­димо тщательно проверить состояние указан­ной электропроводки и правильность схемы со­единения проводов.

Дефекты, обнаруженные при проверке (об­рывы, нарушения изоляции, загрязнения и ос­лабления контактных клемм, короткие замы­кания и др.), должны быть устранены до начала проверки и регулировки эле­ментов реле-регулятора. При проверке ре­гулятора напряжения РР350 (автомо­биль ЗИЛ-130, ГАЗ-24) необходимо также проверять контакты выключателя зажигания. Если контакты выключателя подгорели (паде­ние напряжения при токе 12 А более 0,15 В), то регулируемое напряжение будет возрастать.

При внимательном ежедневном наблюде­нии за работой приборов электрооборудования на автомобиле можно достаточно точно уста­новить, когда регулятор напряжения имеет за­вышенное или заниженное значение регулируе­мого напряжения.

К признакам, указывающим на завышенное значение регули­руемого напряжения, относятся: систематическое разбрызгивание электро­лита через вентиляционное отверстие в крыш­ках аккумуляторной батареи при условии нормального уровня электролита;

- зарядный ток более 5 А, не снижающийся в течение 4—6 ч, в условиях непрерывной днев­ной езды;

- частое перегорание ламп в осветительных приборах (в случае интенсивной ночной езды);

- белый налет на металлической рамке креп­ления батареи.

Признаками, указывающими на заниженное значение регулируе­мого напряжения, являются:

- быстрый разряд аккумуляторной батареи на автомобиле, что вызывает необходимость -в ее частом подзаряде на зарядной станции;

- быстрое снижение частоты прокручивания коленчатого вала двигателя от стартера.

В случае быстрого разряда батареи необ­ходимо проверить: уровень и плотность элект­ролита, состояние бака и крышки батарей, проводников и зажимов в цепи генератор — аккумуляторная батарея, напряжение на каж­дом элементе, а также соединение батареи, ге­нератора и реле-регулятора с «массой» авто­мобиля, исправность генератора.

Реле-регулятор проверяют и регулируют в зависимости от климатических условий, в кото­рых эксплуатируется автомобиль, места уста­новки батареи (снаружи, под капотом) и ин­тенсивности эксплуатации автомобиля.


Примечания:

1.  Регулировку регулятора напряжения выполняют при частоте вращения якоря генератора 3000 об/мин (если нет других спе­циальных указаний для конкретного типа генератора) и при силе тока нагрузки, равной половине номинальной.

2. Перерегулировку регулятора напряжения выполняют в случае отклонения от значений, указанных в таблице, боле; ±0,5 В на автомобилях с 12-вольтовым электрооборудованием.

3. В зимнее время года, в случае систематического недозаряда батарей, допускается перерегулировка регулятора напряжения на 0,5 В выше указанного в таблице для автомобилей с электрооборудованием 12 В.

§13. Основные неисправности и техническое обслуживание реле-регуляторов - 5.0 из 5, основанный на 21 голосах

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

 

При ежедневном обслуживании следует:

  •  проверить действие приборов освещения и сигнализации, звукового сигнала, стеклоочис­тителя, устройств для обмыва ветрового стек­ла, системы вентиляции, а в зимнее время сис­темы отопления и устройства для обогрева вет­рового стекла;
  • проверить работу контрольно-измеритель­ных приборов;
  • обтереть стекла фар, задних фонарей стоп-сигнала, номерных фонарей, фонарей заднего хода и боковых повторителей.

Работы ежедневного технического обслу­живания выполняет водитель автомобиля.

При первом техническом обслу­живании необходимо:

  • проверить действие стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, дей­ствия системы вентиляции, а в зимнее время — системы отопления и устройства для обогрева и обдува ветрового стекла;
  • очистить аккумуляторную батарею от пы­ли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия; проверить крепле­ния и надежность контакта наконечников про­водов с выводными штырями; проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;
  • проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, фар, подфарников, зад­них фонарей, стоп-сигнала и переключателей света, а в зимнее время — приборов электро­оборудования системы отопления и пускового подогревателя;
  • проверить состояние и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.
  • При втором техническом обслужи­вании выполняют ряд работ по основным агре­гатам электрооборудования. Кроме того, с ним стараются совместить сезонное техническое обслуживание.

К числу работ, выполняемых при ТО-2, относятся:

По аккумуляторной батарее:

  • проверить состояние батареи по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой и при необходимости снять батарею для подзаряда;
  • проверить состояние и крепление электри­ческих проводов, соединяющих аккумулятор­ную батарею с «массой» и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной бата­реи, а также ее крепление в гнезде.

По генератору, реле-регулятору и стартеру:

  • осмотреть и при необходимости очистить наружную поверхность генератора, стартера, реле-рёгулятора от пыли, грязи и масла;
  • проверить и при необходимости закрепить стартер, генератор, реле-регулятор и отрегули­ровать натяжение приводного ремня генера­тора;

после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке автомобиля к зимней эксплуа­тации (СО):

  • снять с двигателя генератор, защитную ленту (у генераторов переменного тока щетко­держатель), проверить состояние коллектора (контактных колец), щеток, подшипников, при необходимости разобрать генератор и заме­нить изношенные детали (щетки, нажимные пружины), продуть внутреннюю полость сжа­тым воздухом, собрать генератор, затянуть шпильки и гайку крепления шкива, проверить генератор на стенде с номинальной нагрузкой и установить на двигатель;
  • проверить работу реле-регулятора и от­регулировать его напряжение с учетом време­ни года;
  • снять с двигателя стартер, очистить на­ружную поверхность от масла и грязи, разоб­рать стартер для проверки состояния коллек­тора, щеток и контактов реле-стартера; прове­рить затяжку винтов крепления промежуточ­ного подшипника и износ втулки в крышке со стороны привода; собрать стартер и проверить регулировку хода шестерни привода; прове­рить работу стартера на стенде в режиме хо­лостого хода и полного торможения; устано­вить стартер на двигатель.

По приборам зажигания:

  • проверить состояние и при необходимости очистить поверхность катушки зажигания, про­водов низкого и высокого напряжения от пы­ли, грязи и масла;
  • вывернуть искровые свечи, проверить их состояние, при необходимости очистить свечи от нагара и отрегулировать зазор между элек­тродами или заменить свечи;
  • снять с двигателя и осмотреть прерыватель-распределитель, очистить наружную поверх­ность его от пыли, грязи и масла, очистить внутреннюю поверхность крышки, проверить состояние контактов и при необходимости от­регулировать зазор между ними (угол замкну­того состояния контактов), смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки; установить прерыватель-распределитель на двигатель;
  • при контактно-транзисторной системе за­жигания, не снимая прерыватель-распределитель с двигателя, очистить наружную поверх­ность от пыли, грязи и масла, очистить внут­реннюю поверхность крышки, протереть кон­такты, смазать вал, фильц, ось рычажка и ку­лачковой втулки;

после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке к зимней эксплуатации (СО):

  • снять с двигателя прерыватель-распределитель, разобрать и провести осмотр подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, ва­лика и кулачка; собрать прерыватель-распре­делитель, смазать вал, фильц, ось рычажка и кулачковой втулки и проверить на стенде: угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, беспере­бойность искрообразования, работу центро­бежного и вакуумного регуляторов опереже­ния зажигания; установить прерыватель-рас­пределитель на двигатель.

По приборам освещения и сиг­нализации:

  • проверить крепление и действие подфарни­ков, ламп щитка приборов, задних фонарей и стоп-сигналов, указателей поворота и звуково­го сигнала;
  • проверить установку, крепление и действие фар и при необходимости отрегулировать на­правление светового потока фар;
  • очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя света и выключателя стоп-сигнала.

По пусковому подогревателю:

  • при подготовке к зимней эксплуатации ав­томобиля (СО) проверить состояние и дейст­вие пускового подогревателя и других вспомо­гательных средств облегчения пуска двигателя
§10. Примерные перечни основных операций технического обслуживания электрооборудования автомобилей - 5.0 из 5, основанный на 32 голосах

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

 

К основным неисправностям генераторов постоянного тока относятся:

усиленное искрение под щетками, наруше­ние контакта между щетками и коллектором. Причиной этих неисправностей бывает загряз­нение щеток и коллектора, неплотное прилега­ние щеток к коллектору, слабое натяжение пружин и износ щеток, заедание щеток в щет­кодержателе;

перегрев коллектора и сильный износ ще­ток. Это происходит, как правило, при чрез­мерном нажатии щеток на коллектор;

обрывы и замыкания в обмотках возбужде­ния и якоря: обрыв обмотки возбуждения, межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения, замыкание обмотки возбужде­ния на корпус генератора, замыкание обмотки якоря на «массу», межвитковое замыкание обмотки якоря (как правило, в лобовых час­тях), обрыв в обмотке якоря (нарушение контакта между концом секции и петушком кол­лектора) ;

-замыкание изолированной щетки на «мас­су» в результате разрушения изоляции щетко­держателя;

-замыкание смежных пластин коллектора графитовой пылью;

-выработка посадочных мест в крышках ге­нератора под шарикоподшипник;

-выход из строя шарикоподшипников, как правило, из-за отсутствия смазки в них;

-замасливание и загрязнение генератора, приводящее к его отказу (например, на авто­мобилях МАЗ и КрАЗ при попадании в гене­ратор дизельного топлива);

-недостаточный срок службы смазки ЦИАТИМ-201. Рекомендуется эту смазку за­менять на смазку 158, МРТУ 12Н № 139-64.

Изношенные на 2/3 размера или поломан­ные щетки заменяют новыми. Новые или пло­хо притертые щетки необходимо притереть к коллектору. Для этого полоску стеклянной бу­маги 2 (рис. 24, а) с зернистостью 80—100 не­сколько раз протягивают между щеткой 1 и коллектором. Стеклянная бумага своей абра­зивной поверхностью должна быть обращена к щетке. После притирки коллектор и щетки продувают сжатым воздухом.

Легкость перемещения щетки в щеткодер­жателе определяют вручную, приподняв рычаг щеткодержателя. Если обнаружено заедание щетки, то ее и щеткодержатель промывают бензином. Пружина щеткодержателя должна прижимать щетку к коллектору с определен­ной силой (600—1300 гс в зависимости от типа генератора). Чтобы определить величину этой силы, нужно подложить под щетку полоску тонкой бумаги 3 (рис. 24, б) и, отводя рычаг щеткодержателя 4 от щетки с помощью крюч­ка динамометра 5 до освобождения этой полос­ки, зафиксировать показания динамометра.

Основными неисправностями генераторов переменного тока являются следующие;

-быстрый износ щеток и контактных колец. Это происходит за счет увеличения биения контактных колец (ротора), а также при попа­дании масла с пылью на контактные кольца;

-ненормальный шум генератора. Причиной шума может быть износ и заедание подшипни­ков, выработка посадочного места под под­шипники, недостаточное количество смазки в подшипниках, чрезмерное натяжение или пере­кос натяжного ремня, задевание ротора за полюса статора;

-зависание щеток в щеткодержателе; подгорание контактных колец; обрыв или короткое замыкание в фазных обмотках статора;

-отпайка концов обмотки возбуждения от контактных колец или обрыв в обмотке воз­буждения;

-пробой диодов или обрыв в них; нарушение контакта в соединении диода с «массой».

Проверка выпрямителя и от­дельных вентилей. Величину обратного тока в каждом плече выпрямителя определяют по схеме, изображенной на рис. 25, а. Исправ­ность отдельных вентилей можно проверить измерением падения напряжения на зажимах каждого плеча выпрямителя (схема на рис. 25,6). В этом случае поочередно в каждом плече реостатом устанавливают ток согласно техническим условиям для данного типа выпря­мителя и замеряют величину падения напря­жения. Исправность вентилей определяют по схеме, изображенной на рис. 26, а. Вентиль ис­правен, если лампочка горит при соединении « + » источника с « + » вентиля. Если вентиль пробит, то лампочка горит в обоих положени­ях переключателя. При обрыве вентиля лам­почка не горит ни в одном положении пере­ключателя. Напряжение на вентиле не должно превышать установленного для него предельно допустимого значения. От сети переменного тока вентили проверять нельзя. В случае вы­прямительного устройства, выполненного в ви­де блока (ВБГ-1, ВБГ-2 и др.), его проверка осуществляется,-как показано на рис. 26, б.

§12. Основные неисправности и техническое обслуживание генераторов постоянного и переменного тока - 4.9 из 5, основанный на 30 голосах

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна