К основным неисправностям стартера относятся: загрязнение и обгорание коллектора, износ и зависание щеток, пробуксовка или заклинивание муфты свободного хода, разнос обмоток якоря, подгорание контактов включения стартера в тяговом реле, ослабление затяжки крышек стяжными винтами, выгорание изоляционных шайб и пластин щеткодержателей, заедание якоря тягового реле во втулке катушки электромагнита, износ подшипников, заедание привода на валу якоря стартера, обрыв обмоток тягового реле, ослабление буферной пружины.
При техническом обслуживании стартера следует вначале проверить состояние проводов и клемм цепи стартера.
Особое внимание следует обратить на состояние коллектора и щеток стартера. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В случае загрязнения рабочую поверхность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь и следы подгорания не удастся устранить, то коллектор следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой (зернистостью 80—100). Если и при этом следы подгорания не будут устранены, стартер необходимо разобрать и коллектор проточить на станке. Шероховатость обработки должна быть не ниже 7-го класса.
Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щёткодержателях и не должны иметь чрезмерного износа.
При техническом обслуживании стартера проверяют затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтягивают их.
Проверяют состояние контактов реле стартера, а контактную коробку очищают от пыли. В случае значительного подгорания контактов их следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой или плоским бархатным напильником. Если контактные болты имеют значительный износ в месте соприкосновения с контактным диском, их следует повернуть на 180°.
При проверке и регулировке вылета шестерни стартера плюсовую клемму аккумуляторной батареи надо соединить с выводной клеммой обмоток реле стартера, а минусовую клемму — с корпусом («массой») стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестерню. Зазор между торцом шестерни и упорным кольцом замеряют при помощи металлической линейки.
Для удаления пыли стартер продувают воздухом, а при сильной загрязненности внутренней полости стартера следует его разобрать и очистить.
Крышки стартера и привод очищают от грязи при помощи тряпки, смоченной в керосине. Указанные детали запрещается мыть в ванне с керосином во избежание вымывания смазки из пористых бронзографитовых подшипников скольжения и муфты свободного хода привода.
Для обеспечения правильных условий заряда аккумуляторной батареи на автомобиле и предохранения генератора от перегрузки (для реле-регуляторов, имеющих ограничитель тока) необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы — регулировать отдельные элементы реле-регулятора.
Проверка реле-регулятора заключается в определении величины напряжения, поддерживаемого регулятором напряжения (см. табл. 4), величины напряжения включения контактов реле обратного тока и силы тока их размыкания, а также силы тока, ограничиваемого ограничителем тока. Для нормальной работы генератора и реле-регулятора важное значение имеет состояние электропроводки между генератором, реле-регулятором и аккумуляторной
4. Данные для проверки работы реле-регулятора
Климатические районы |
Время года |
Номинальное напряжение системы электрооборудования, В |
Установка аккумуляторной батареи на автомобиле |
|||
наружная |
подкапотная |
|||||
Напряжение при температуре реле-регуляторов 20°С, В |
||||||
поддерживаемое регулятором напряжение |
включения реле обратного тока |
поддерживаемое регулятором напряжение |
включения реле обратного тока |
|||
Северные районы с резко континентальным климатом с температурой зимой минус 40°С |
Зима |
24 12 6 |
30,2 15,0 7,5 |
26,0—27,0 12,5—13,0 6,3—6,5
|
- 14,5 7,3 |
- 12,5—13,0 6,3—6,5 |
Лето |
24 12 6 |
28,0 14,0 7,0 |
25,0—26,0 12,0—12,5 6,0—6,3 |
- 13,7 6,9 |
- 12,0—12,5 6,0-6,3 |
|
Центральные районы с температурой зимой минус 30°С |
Круглый год |
24 12 6 |
28,5 14,2 7,1 |
25,0-26,0 12,0—12,5 6,0—6,3 |
- 13,7 6,9 |
- 12,0—12,2 6,0—6,1 |
Южные районы |
Круглый год |
24 12 6 |
27,0 13,5 6,8 |
24,0—25,0 11,8—12,2 5,9-6,1 |
- 13,5 6,8 |
- 11,8—12,2 5,9—6,1 |
батареей, а также надежность их соединения с «массой». Поэтому, прежде чем начинать проверять и регулировать реле-регулятор, необходимо тщательно проверить состояние указанной электропроводки и правильность схемы соединения проводов.
При внимательном ежедневном наблюдении за работой приборов электрооборудования на автомобиле можно достаточно точно установить, когда регулятор напряжения имеет завышенное или заниженное значение регулируемого напряжения.
К признакам, указывающим на завышенное значение регулируемого напряжения, относятся: систематическое разбрызгивание электролита через вентиляционное отверстие в крышках аккумуляторной батареи при условии нормального уровня электролита;
- зарядный ток более 5 А, не снижающийся в течение 4—6 ч, в условиях непрерывной дневной езды;
- частое перегорание ламп в осветительных приборах (в случае интенсивной ночной езды);
- белый налет на металлической рамке крепления батареи.
Признаками, указывающими на заниженное значение регулируемого напряжения, являются:
- быстрый разряд аккумуляторной батареи на автомобиле, что вызывает необходимость -в ее частом подзаряде на зарядной станции;
- быстрое снижение частоты прокручивания коленчатого вала двигателя от стартера.
В случае быстрого разряда батареи необходимо проверить: уровень и плотность электролита, состояние бака и крышки батарей, проводников и зажимов в цепи генератор — аккумуляторная батарея, напряжение на каждом элементе, а также соединение батареи, генератора и реле-регулятора с «массой» автомобиля, исправность генератора.
Реле-регулятор проверяют и регулируют в зависимости от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль, места установки батареи (снаружи, под капотом) и интенсивности эксплуатации автомобиля.
Примечания:
1. Регулировку регулятора напряжения выполняют при частоте вращения якоря генератора 3000 об/мин (если нет других специальных указаний для конкретного типа генератора) и при силе тока нагрузки, равной половине номинальной.
2. Перерегулировку регулятора напряжения выполняют в случае отклонения от значений, указанных в таблице, боле; ±0,5 В на автомобилях с 12-вольтовым электрооборудованием.
3. В зимнее время года, в случае систематического недозаряда батарей, допускается перерегулировка регулятора напряжения на 0,5 В выше указанного в таблице для автомобилей с электрооборудованием 12 В.
При ежедневном обслуживании следует:
Работы ежедневного технического обслуживания выполняет водитель автомобиля.
При первом техническом обслуживании необходимо:
К числу работ, выполняемых при ТО-2, относятся:
По аккумуляторной батарее:
По генератору, реле-регулятору и стартеру:
после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации (СО):
По приборам зажигания:
после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке к зимней эксплуатации (СО):
По приборам освещения и сигнализации:
По пусковому подогревателю:
К основным неисправностям генераторов постоянного тока относятся:
усиленное искрение под щетками, нарушение контакта между щетками и коллектором. Причиной этих неисправностей бывает загрязнение щеток и коллектора, неплотное прилегание щеток к коллектору, слабое натяжение пружин и износ щеток, заедание щеток в щеткодержателе;
перегрев коллектора и сильный износ щеток. Это происходит, как правило, при чрезмерном нажатии щеток на коллектор;
обрывы и замыкания в обмотках возбуждения и якоря: обрыв обмотки возбуждения, межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения, замыкание обмотки возбуждения на корпус генератора, замыкание обмотки якоря на «массу», межвитковое замыкание обмотки якоря (как правило, в лобовых частях), обрыв в обмотке якоря (нарушение контакта между концом секции и петушком коллектора) ;
-замыкание изолированной щетки на «массу» в результате разрушения изоляции щеткодержателя;
-замыкание смежных пластин коллектора графитовой пылью;
-выработка посадочных мест в крышках генератора под шарикоподшипник;
-выход из строя шарикоподшипников, как правило, из-за отсутствия смазки в них;
-замасливание и загрязнение генератора, приводящее к его отказу (например, на автомобилях МАЗ и КрАЗ при попадании в генератор дизельного топлива);
-недостаточный срок службы смазки ЦИАТИМ-201. Рекомендуется эту смазку заменять на смазку 158, МРТУ 12Н № 139-64.
Изношенные на 2/3 размера или поломанные щетки заменяют новыми. Новые или плохо притертые щетки необходимо притереть к коллектору. Для этого полоску стеклянной бумаги 2 (рис. 24, а) с зернистостью 80—100 несколько раз протягивают между щеткой 1 и коллектором. Стеклянная бумага своей абразивной поверхностью должна быть обращена к щетке. После притирки коллектор и щетки продувают сжатым воздухом.
Легкость перемещения щетки в щеткодержателе определяют вручную, приподняв рычаг щеткодержателя. Если обнаружено заедание щетки, то ее и щеткодержатель промывают бензином. Пружина щеткодержателя должна прижимать щетку к коллектору с определенной силой (600—1300 гс в зависимости от типа генератора). Чтобы определить величину этой силы, нужно подложить под щетку полоску тонкой бумаги 3 (рис. 24, б) и, отводя рычаг щеткодержателя 4 от щетки с помощью крючка динамометра 5 до освобождения этой полоски, зафиксировать показания динамометра.
Основными неисправностями генераторов переменного тока являются следующие;
-быстрый износ щеток и контактных колец. Это происходит за счет увеличения биения контактных колец (ротора), а также при попадании масла с пылью на контактные кольца;
-ненормальный шум генератора. Причиной шума может быть износ и заедание подшипников, выработка посадочного места под подшипники, недостаточное количество смазки в подшипниках, чрезмерное натяжение или перекос натяжного ремня, задевание ротора за полюса статора;
-зависание щеток в щеткодержателе; подгорание контактных колец; обрыв или короткое замыкание в фазных обмотках статора;
-отпайка концов обмотки возбуждения от контактных колец или обрыв в обмотке возбуждения;
-пробой диодов или обрыв в них; нарушение контакта в соединении диода с «массой».
Проверка выпрямителя и отдельных вентилей. Величину обратного тока в каждом плече выпрямителя определяют по схеме, изображенной на рис. 25, а. Исправность отдельных вентилей можно проверить измерением падения напряжения на зажимах каждого плеча выпрямителя (схема на рис. 25,6). В этом случае поочередно в каждом плече реостатом устанавливают ток согласно техническим условиям для данного типа выпрямителя и замеряют величину падения напряжения. Исправность вентилей определяют по схеме, изображенной на рис. 26, а. Вентиль исправен, если лампочка горит при соединении « + » источника с « + » вентиля. Если вентиль пробит, то лампочка горит в обоих положениях переключателя. При обрыве вентиля лампочка не горит ни в одном положении переключателя. Напряжение на вентиле не должно превышать установленного для него предельно допустимого значения. От сети переменного тока вентили проверять нельзя. В случае выпрямительного устройства, выполненного в виде блока (ВБГ-1, ВБГ-2 и др.), его проверка осуществляется, как показано на рис. 26, б.