Меню

§ 18. Приборы и стенды для проверки электрооборудования автомобилей

Все выпускаемые отечественной промышленностью контрольно-испытательные стенды и приборы можно разделить на две группы:

стационарные стенды, служащие для проверки и регулировки приборов электрообору­дования

приборы для проверки и регулировки электрооборудования непосредственно на ав­томобиле.

Контрольно - испытательный стенд 532М (рис. 31)

предназначен для про­верки 12- и 24-вольтового автотракторного электрооборудования с отрицательной поляр­ностью «массы». На стенде испытывают: гене­раторы постоянного и переменного тока мощ­ностью до 2 кВт на холостом ходу, при Номи­нальной нагрузке и в режиме двигателя; все элементы реле-регулятора, стартеры мощ­ностью до 11 кВт на холостом ходу и в режиме полного торможения; состояние изоляции про­веряемого электрооборудования; резисторы с сопротивлением от 0 до 200 Ом.

Конструкция стенда предусматривает вос­произведение рабочих режимов проверяемого электрооборудования и одновременно контроль за их работой при помощи измерительных при­боров.

Привод стенда осуществляется через клиноременную передачу (вариатор) от асинхрон­ного электродвигателя мощностью 4,5 кВт при 2800 об/мин.

Зажим стенда позволяет крепить проверяе­мые генераторы и стартеры с диаметром кор­пуса до 240 мм.

В электрическую схему стенда входят: вольтметр, амперметр, омметр, тахометр, на­грузочный и регулировочный реостаты, пере­ключатели и выключатели, а также различные сигнальные устройства.

Для проверки электрооборудования непо­средственно на автомобиле выпускается пере­носный прибор Э-214 (рис. 32, а).

Прибор позволяет проверять аккумулятор­ные батареи, стартеры мощностью до 1,5 кВт, генераторы постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторы, прерыватели-распределители, конденсаторы, катуш­ки зажигания, состояние изоляции цепей высо­кого напряжения.

Питается прибор от автомобильной акку­муляторной батареи напряжением 12 или 24 В.

Проверку работы системы зажигания удоб­но производить непосредственно на автомоби­ле с использованием осциллографа.

Осциллограф Э-206 (рис. 32, б) пред­назначен для визуального наблюдения элект­рических процессов в системе зажигания авто­мобиля, а также для измерения вторичных на­пряжений и углов замкнутого состояния кон­тактов прерывателя. Прибор позволяет наблю­дать на экране осциллограммы первичного и вторичного напряжения на свечах зажигания всех цилиндров в наложенном виде, а также осциллограммы вторичного напряжения на ис­кровых свечах всех цилиндров последова­тельно.

Сравнение типовой осциллограммы с кри­вой, наблюдаемой на экране осциллографа, да­ет возможность быстро определить общее состояние системы зажигания и неисправности отдельных элементов системы.

Контрольно-измерительные приборы прове­ряют на переносном приборе Э-204, спидомет­ры и тахометры проверяют на специальных контрольных стендах.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные неисправности аккумуля­торных батарей и причины, их вызывающие.

2. Укажите признаки, определяющие завышенную и заниженную регулировку регулятора напряжения.

3. Перечислите основные неисправности аппаратов системы батарейного зажигания: распределителя, ка­тушки зажигания, искровых свечей.

4. Назовите основные неисправности л причины их возникновения приборов системы освещения.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 17. Основные неисправности и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов

Основными неисправностями спидометра являются неправильное показание скорости движения автомобиля из-за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидомет­ра, заедание барабанчиков счетного узла. Пе­ред устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого ва­ла его привода: не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передачи, и не оборван ли трос. В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо устано­вить причины обрыва. Одной из причин обры­ва троса может быть заедание в спидометре. Для Проверки этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно прово­рачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а за­тем свободно вернуться обратно.

Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсут­ствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке креп­ления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объяс­няется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.

Учитывая большое разнообразие конструк­ций и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности и способы проверки магнитоэлектрических термометров.

Опыт эксплуатации магнитоэлектрических термометров выявил следующие возможные их неисправности:

нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе. В этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор;

нарушение стабильности характеристик терморезистора. Чаще всего это нарушение происходит вследствие значительных и дли­тельных перегревов терморезистора в процес­се эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей жидкости;

смещение стрелки указателя на оси магни­та из-за вибраций или ударов;

обрыв проводов внутри указателя.

При обнаружении неисправностей датчика или указателя рекомендуется заменить его ис­правным, а не подвергать ремонту, так как конструкция указателя и датчика выполнена неразборной и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен.

Проверку исправности электромагнитных термометров рекомендуется производить в оп­ределенной последовательности.

Для проверки точности показания датчик и указатель должны быть сняты с автомобиля.

Проверка производится при температуре окружающей среды плюс 20°С. Указатель ус­танавливается в приспособлении в рабочем по­ложении.

Датчик помещается в специальную герме­тичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, которая дает воз­можность повышать температуру воды выше 100°С.

Термометры, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, можно проверять только в воде.

При нагреве в масле, при отсутствии интен­сивного его перемещения увеличиваются по­грешности измерения в результате изменений условий теплопередачи.

Термометры, предназначенные для замера температуры масла, проверяются в масляной ванне.

Схема включения комплекта указателя и датчика для проверки изображена на рис. 30, а.

Напряжение, подводимое к прибору, необходимо поддерживать равным 14 или 28 В (со­ответственно для приборов с номинальным на­пряжением 12 и 24 В).

Водяная или масляная ванна медленно по­догревается, например, путем включения на­гревательного элемента через лабораторный автотрансформатор.

Показания указателя сравниваются с показаниями контрольного ртутного термометра, установленного в ванне. Цена деления конт­рольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5°С.

На каждой контрольной отметке шкалы пе­ред отсчетом показаний должна производить­ся выдержка не менее 2 мин.

Комплект указателя и датчика можно счи­тать исправным, если погрешность не превы­шает данных, приведенных в табл. 5.

В случае увеличенной погрешности комп­лекта необходимо проверить указатель и дат­чик отдельно.

5. Допустимые погрешности указателя и датчика термометра

Проверяемые точки шкалы

Допускаемая погрешность, °С

40

   ±8

80

   ±5

100

   ±5

110

   ±6

120

   ±6

Проверка указателя осуществляет­ся при помощи контрольного реостата или ма­газина сопротивлений, включенного в цепь указателя вместо датчика (рис. 30, б) при тем­пературе окружающей среды плюс 20 ±5°С и питающем напряжении 14 или 28 В.

Перед проверкой показаний указателя по­следний выдерживают во включенном положе­нии на предельной отметке 110 или 120°С вте­чение 2 мин.

При положении стрелки на контрольной отметке шкалы фиксируется значение сопро­тивления контрольного реостата.

Показания указателя считают удовлетво­рительными, если контрольные положения стрелки соответствуют величине сопротивле­ния контрольного реостата (табл. 6).

6. Сопротивления контрольного реостата для различных точек шкалы

Проверяемые точки шкалы

 Сопротивление, Ом

40

320—440

80

128—142

100

82—91

110

66—74

120

55-62

Погрешность указателя в градусах опреде­ляется как разность между показаниями при­емника и контрольного ртутного термометра.

Указатель можно считать исправным, если его погрешности не выходят за пределы, ука­занные в табл. 5.

Проверка датчика проводится с эта­лонным указателем (рис. 30, в), сопротивление катушки которого между клеммами Б и Д рав­но 10±1 Ом. При проверке используют конт­рольный ртутный термометр с ценой делений 0,ГС.

Проверка датчика заключается в определе­нии величины его сопротивления при контроль­ных температурах и работе его в комплекте с эталонным указателем. Такая проверка может быть выполнена при помощи амперметра и вольтметра. Применяемый при этом испытании вольт­метр должен иметь класс точности не ниже 0,5.

Величина сопротивления датчика не должна выходить из пределов, указанных в табл. 7.

 

7. Сопротивление датчика ТМ 100 при различных температурах.

Контрольные температуры, ºC   Сопротивление, Ом
               40          318-418
               60         194-234
               80         124-144
             100             80-92
             120             54-62

 

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 15. Основные неисправности и техническое обслуживание системы зажигания

К числу основных неисправностей системы зажигания относятся неисправности катушек зажигания, прерывателя-распределителя и ис­кровых свечей зажигания.

Основными неисправностями катушек за­жигания являются повреждение изоляции пер­вичной и вторичной обмотки (межвитковое за­мыкание), обрыв обмоток в местах соедине­ния, нарушение контакта или обрыв добавоч­ного сопротивления, электрический пробой че­рез изоляцию в начальных рядах вторичной обмотки.

Катушку зажигания с поврежденной изоля­цией необходимо заменить. Неисправное доба­вочное сопротивление катушки зажигания сле­дует отремонтировать или заменить.

В число неисправностей прерыва­теля-распределителя входят замасли­вание или обгорание контактов, недостаточный или очень большой зазор между контактами прерывателя, повреждение конденсатора (пробой или потеря контакта обкладки с вы­водами), загрязнение ротора и крышки, трещи­ны в крышке, ослабление натяжения пружины рычажка, износ втулок ведущего валика, износ подушечек или втулки (оси) рычажка преры­вателя, выработка участка дорожки качения шариков в подшипнике, заедание грузиков и ослабление пружин центробежного регулятора, выход из строя диафрагмы, вакуумного регу­лятора, износ, кулачка прерывателя, износ осей и отверстий грузиков центробежного регуля­тора.

Основными неисправностями иск­ровых свечей зажигания являются недостаточная, герметичность по корпусу и центральному электроду, износ центрального и бокового электродов, разрушение теплового конуса изолятора (юбочки); образование на­гара на внутренней поверхности свечи, что приводит к шунтированию воздушного зазора между электродами.

Техническое обслуживание прерывателя-распределителя.

Рас­пределитель надо периодически смазывать, проверять и регулировать зазор между его контактами, следить за состоянием и чистотой деталей.

При обслуживании необходимо проверить надежность крепления распределителя. Плохс закрепленный распределитель (может быть


повернут усилием руки) следует надежно за­крепить и затянуть гайки октан-корректора, предварительно проверив правильность уста­новки зажигания.

Периодически необходимо снимать с рас­пределителя крышку и тщательно обтирать ее снаружи и изнутри тканью, смоченной в чис­том бензине.

При смазке кулачка и оси прерывателя сле­дует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты прерывателя. Если масло или грязь попали на прерыватель, нужно обя­зательно протереть контакты замшей, смочен­ной в чистом бензине.

Обгоревшие контакты необходимо тщатель­но зачистить (рис. 27), пользуясь специальной абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150.

При зачистке контактов следует удалить бугорок на одном из них и несколько сгладить углубление (кратер) на поверхности другого. Это углубление не рекомендуется устранять полностью.

Инструмент для зачистки контактов не дол­жен употребляться для обработки других ме­таллов, быть замасленным или грязным.

Чтобы поверхности контактов были строго параллельны, при зачистке рекомендуется нажимать пальцем на рычажок. Нельзя зачи­щать контакты грубой наждачной шкуркой. Для удобства зачистки лучше контакты снять.

После зачистки контактов нужно обдуть панель прерывателя воздухом, чтобы удалить пыль, протереть контакты замшей, слегка смо­ченной в чистом бензине, и установить требуе­мый зазор между контактами (или угол замк­нутого состояния контактов).

Контакты прерывателя, поверхность кото­рых имеет сероватый цвет и незначительные неровности, чистить не надо. Чтобы проверить, не заедает ли рычажок на оси, необходимо от­жать рычажок пальцем и затем отпустить его. Отпущенный рычажок под действием пружины должен со щелчком быстро возвращаться в ис­ходное положение.

Если рычажок в исходное положение воз­вращается медленно, то следует проверить на­тяжение пружины рычажка прерывателя дина­мометром, как показано на рис. 28.

Прилагать силу к динамометру надо в направлении оси контактов (перпендикулярно к их поверх­ности).

Снимается показание динамометра в мо­мент начала размыкания контактов прерыва­теля.

Натяжение пружины должно находиться в пределах, указанных в технических условиях для данного типа прерывателя-распределителя (обычно 500—650 гс).

Проверить характеристики центробежного и вакуумного автоматов распределителя, а также установить угол замкнутого состояния контактов следует на специальном стенде СПЗ-8 или ему подобных.

При отсутствии стенда надо проверить, не заедает ли центробежный регулятор. Наиболее просто это можно сделать, проверив, свободно ли возвращается в исходное положение ротор распределителя, если его повернуть рукой от­носительно валика, а затем отпустить.

Периодически следует поворачивать на­ружное кольцо шарикоподшипника с целью перемещения выработавшегося участка до­рожки качения шариков.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 16. Основные неисправности и техническое обслуживание приборов освещения

Основными неисправностями приборов освещения являются перего­рание нитей и потемнение колбы ламп, загряз­нение отражателя и рассеивателя, трещины рассеивателя, снижение светотехнических ха­рактеристик и разрегулировка световых пуч­ков фар.

Отклонение в регулировке фар и недоста­точная сила их света значительно снижают ка­чество освещения дороги. Неправильная регу­лировка фар (пучок света направлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей или к сокращению длины освещаемого участка до­роги.

Одной из причин снижения светотехниче­ских характеристик приборов освещения мо­жет быть заниженная регулировка регулятора напряжения или -повышенное сопротивление цепи питания фар и других приборов. Падение напряжения в цепи питания фар не должно превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрооборудования. Повышенная регулиров­ка регулятора напряжения вызывает сокраще­ние срока службы ламп и увеличивает опас­ность ослепления водителей встречных автомо­билей.

Техническое обслуживание. Оп­тический элемент является основным узлом фары, поэтому за ним требуется особенно тща­тельный уход. При попадании внутрь оптиче­ского элемента пыли и грязи сила света сни­жается. Если на зеркало отражателя осело значительное количество пыли, не следует уда­лять эту пыль, протирая зеркало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю часть элемента нужно промыть водой и затем высу­шить на воздухе.

Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отражателя будет повреждено пылью и грязью, набившимися через тре­щины.

При разборке и сборке оптического элемен­та запрещается прикасаться рукой к зеркалу отражателя.

Если после снятия рассеивателя обнаруже­но, что отражатель сильно загрязнен, его сле­дует перед завальцовкой промыть в чистой во­де с помощью ваты и высушить в опрокинутом (зеркалом вниз) положении.

Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны отражателя, следует снять карболитовый патрон, предварительно нажав на него, и повернуть в левую сторону. После этого, не вы­нимая лампы, удаляют пыль с ее цоколя и фланца и затем заменяют лампу.

При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не попала внутрь оптического элемента. Желательно смену лампы произво­дить в помещении с минимальной запылен­ностью воздуха.

Для регулировки фар следует установить автомобиль (без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продольная ось была пер­пендикулярна стене или специальному экрану, расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. После этого выполняют разметку экрана.

Для этого проводят на экране вертикаль­ную линию, совпадающую с осью автомобиля (рис. 29).

По обе стороны от нее наносят две верти­кальные линии на одинаковом расстоянии, рав­ном половине расстояния между центрами фар.

Затем проводят горизонтальную линию на уровне высоты центров фар от земли. Ниже этой линии на 150 мм наносят горизонтальную линию А А. Горизонтальная линия Б —Б, используемая для контроля ближнего света фар, проходит ниже линии А—А на 435 мм. Затем включают дальний свет фар и при за­крытой правой фаре регулируют свет левой фары так, чтобы центр светового пятна лежал в точке пересечения нижней горизонтальной и левой вертикальной линии. Для регулировки можно поворачивать винты вертикальной и го­ризонтальной регулировки фар.

Аналогичным образом регулируют правую фару.

Убедившись, что верхние края световых пя­тен обеих фар находятся на экране на одном уровне, закрепляют фары. После закрепления фар снова проверяют правильность их регу­лировки.

Отрегулировав дальний свет фар, нужно включить ближний свет. Центры пятен ближ­него света должны лежать на линии Б — Б.

Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пятен ближнего света смещены относительно линии Б-Б, нужно проверить правильность посадки лампы в фа­рах или сменить лампы. Регулировка света фар с европейским асимметричным светом (ав­томобили ВАЗ, «Москвич» и др.) должна про­водиться согласно заводским инструкциям.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 14. Основные неисправности и техническое обслуживание стартера

К основным неисправностям стартера отно­сятся: загрязнение и обгорание коллектора, из­нос и зависание щеток, пробуксовка или за­клинивание муфты свободного хода, разнос обмоток якоря, подгорание контактов включе­ния стартера в тяговом реле, ослабление за­тяжки крышек стяжными винтами, выгорание изоляционных шайб и пластин щеткодержате­лей, заедание якоря тягового реле во втулке катушки электромагнита, износ подшипников, заедание привода на валу якоря стартера, об­рыв обмоток тягового реле, ослабление буфер­ной пружины.

При техническом обслуживании стартера следует вначале проверить состояние проводов и клемм цепи стартера.

Особое внимание следует обратить на со­стояние коллектора и щеток стартера. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В слу­чае загрязнения рабочую поверхность надо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензи­не. Если грязь и следы подгорания не удастся устранить, то коллектор следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой (зернистостью 80—100). Если и при этом следы подгорания не будут устранены, стартер необходимо разо­брать и коллектор проточить на станке. Шеро­ховатость обработки должна быть не ниже 7-го класса.

Щетки должны свободно, без заеданий пе­ремещаться в щёткодержателях и не должны иметь чрезмерного износа.

При техническом обслуживании стартера проверяют затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтягивают их.

Проверяют состояние контактов реле стар­тера, а контактную коробку очищают от пыли. В случае значительного подгорания контактов их следует зачистить мелкой стеклянной шкур­кой или плоским бархатным напиль­ником. Если контактные болты имеют значи­тельный износ в месте соприкосновения с кон­тактным диском, их следует повернуть на 180°.

При проверке и регулировке вылета шес­терни стартера плюсовую клемму аккумулятор­ной батареи надо соединить с выводной клем­мой обмоток реле стартера, а минусовую клем­му — с корпусом («массой») стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестер­ню. Зазор между торцом шестерни и упорным кольцом замеряют при помощи металлической линейки.

Для удаления пыли стартер продувают воздухом, а при сильной загрязненности внутрен­ней полости стартера следует его разобрать и очистить.

Крышки стартера и привод очищают от грязи при помощи тряпки, смоченной в кероси­не. Указанные детали запрещается мыть в ван­не с керосином во избежание вымывания смаз­ки из пористых бронзографитовых подшипни­ков скольжения и муфты свободного хода при­вода.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна