§ 4. Работы, выполняемые при техническом обслуживании кузовов и кабин
Помимо внешнего ухода (мойка, уборка), выполняемого ежедневно, при техническом обслуживании кузовов и кабин производят ряд работ. При ЕО выявляют наружные повреждения, проверяют комплектность оборудования и состояние кабины, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечного козырька, оперения, номерных знаков, исправность замков дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоры бортов платформы, капота двигателя. Во время ТО-1 выполняют те же работы, что и при ЕО, но более тщательно проверяют состояние всего оборудования кабины. Второе техническое обслуживание помимо работ, входящих в ТО-1, включает контрольные, крепежные и регулировочные работы. У автомобилей с деревянной платформой проверяют ее крепление к раме; контролируют состояние брусьев, пола и бортов (отсутствие поломок деревянных деталей), а также действие запорных устройств.
Проверяют крепление отдельных деталей оперения (облицовки радиатора, крыльев, брызговиков и др.). Своевременно устраняют трещины, погнутости, восстанавливают окраску на поврежденных участках. У автомобилей с жестко закрепленной кабиной проверяют степень и равномерность затяжки всех болтов крепления и шплинтовку гаек, целостность и правильность положения резиновых опор и подкладок. В случае применения откидывающейся кабины (ГАЗ-66) проверяют надежность крепления к раме кронштейнов шарниров, а также левого опорного кронштейна пружины откидывания (правый кронштейн прикреплен к раме); следят за состоянием запорного механизма, который должен надежно фиксировать кабину в рабочем положении. Натяжение запорного крюка откидывающейся кабины регулируют изменением положения пальца его фиксатора, проходящего через прорези усилителей кабины. С этой целью на самом фиксаторе имеется четыре отверстия, в которые может вставляться палец. Переставляя палец из верхнего отверстия в нижнее, увеличивают натяжение крюка, а из нижних в верхние отверстия — уменьшают его. Для сохранения длительной работоспособности механизма откидывания поднимать и опускать кабину следует медленно, придерживая ее рукой.
Регулировку положения дверей кабины выполняют в случае неплотного их закрывания. Для этого ослабляют болты крепления кронштейнов петель к стойкам кабины и перемещают дверь внутрь или наружу до совпадения с боковыми петлями передка кабины. Ослабив болты крепления двери к петлям, регулируют .положение двери в вертикальном и продольном направлениях. Ориентировку правильного положения двери дает направляющий шип, который должен располагаться по оси гнезда, имеющегося на стойке. Шип можно также сместить в том или ином направлении, предварительно отпустив винты его крепления.
С целью обеспечения плотности закрывания дверей проверяют прилегание резиновых уплотнителей, которые должны иметь непрерывный контакт со стойками кузова. Контакт проверяют по зажиму бумажной ленты между дверью и стойками кузова.
Контрольные вопросы
1. Перечислите неисправности кабин, кузова, оперения грузовых автомобилей и способы их устранения
2. Расскажите о способах натяжения запорного крюка откидывающейся кабины.
3. В какой последовательности выполняют регулировку положения дверей кабины?
§ 3. Основные неисправности кузовов и кабин
Кузов грузового автомобиля должен обеспечивать сохранную перевозку груза в различных условиях эксплуатации. Характерными неисправностями кузова — деревянной бортовой платформы — являются поломка брусьев, досок бортов и пола платформы, а также повреждение запоров бортов. Сломанные брусья и доски заменяют, запоры исправляют, а стремянки, крепящие платформу к раме, затягивают. Металлические кабины могут иметь вмятины и разрывы панелей, трещины, дефекты арматуры, царапины и повреждение окраски.
У деталей оперения могут быть механические повреждения (вмятины, пробоины, разрывы), порча окраски и коррозионные разрушения отдельных участков. Небольшие наружные повреждения панелей устраняют без разборки кабины. Для правки двери снимают, освобождая от ограничителей и выбив оси шарниров навесок, крепящих двери к стойкам. Если вмятина не имеет перегибов и вытяжки материала, то первоначальную форму панели восстанавливают, пользуясь выколотками, а затем рихтуют выровненную поверхность.
Для правки и рихтовки панелей используют комплект ручных инструментов, в который входят молотки для вытяжки металла (рихтовальный и отбойный), поддержки и ложки различной конфигурации, рихтовочные плиты и др. Для устранения вмятины под нее подводят металлическую поддержку, соответствующую форме выправляемой поверхности. Легкими ударами рихтовального молотка по лицевой стороне выравнивают поверхность, осаживая выступающие бугорки и растягивая мелкие складки. Выровненные поверхности зачищают шкуркой. Оставшиеся небольшие неровности устраняют наплавкой оловянисто-свинцового припоя.
Характерная для арматуры кабины неисправность— слабая фиксация дверей в закрытом положении вследствие износа замков. При этом замок вынимают из двери и разбирают. При повреждении пружин замка и защелки или ослаблении посадки защелки в гнезде корпуса дефектные детали заменяют. Погнутые тяги привода замка выправляют.