Меню

§ 26. Проверка и техническое обслуживание колес и шин

Обода колес должны иметь правильную внешнюю форму. Не допускается наличие на ободе забоин, вмятин, погнутостей. В случае обнаружения на ободе ржавчины его зачища­ют и окрашивают.

Автомобиль должен быть правильно укомп­лектован шинами, т. е. на его колеса должны быть установлены шины, соответствующие раз­меру обода и грузоподъемности автомобиля.

В случае установки шин, ранее находив­шихся в эксплуатации, на колеса одной оси должны устанавливаться шины с одинаковым рисунком и одинаковой степенью износа про­тектора. Разница в износе протектора не долж­на превышать 5 мм по наружному диаметру покрышки.

Необходимо следить за правильным монта­жом шин, не допускается защемление камеры, попадание песка и грязи внутрь шин. Для мон­тажных работ следует применять только пред­назначенный для этого инструмент.

В шинах должно поддерживаться давление, устанавливаемое в зависимости от нагрузки на колесо. Давление в отдельных шинах авто­мобиля не должно отклоняться более чем на 0,2 кгс/см2.

Внутреннее давление в шинах отечествен­ных грузовых автомобилей при максимальной нагрузке на колесо приведено в табл. 9.

При использовании на этих автомобилях шин типа Р давление, соответствующее макси­мальной нагрузке увеличивается до 5,8— 6,0 кгс/см2.

В процессе работы автомобиля нельзя до­пускать перегрузки шин, избегая нагрузки автомобиля сверх установленной грузоподъемности, равномерно распределяя груз в кузове, не допуская движения грузового автомобиля со спущенной шиной хотя бы одного из двойных задних колес.  Внутреннее давление в шинах отечественных грузовых автомобилей при максимальной нагрузке на колесо

Марка автомобиля

Размер шин

Максимальная нагрузка на колесо, кгс

Внутреннее давление в шине, кгс/см2

ГАЗ-51А

7,50—20

1000

4,00

ГАЗ-53А

8,25—20

1300

4,30

ЗИЛ-130

260—20

1550

4,50

МА3-500

12,00—20

2400

5,50


Следует своевременно удалять предметы, застрявшие между двойными шинами задних колес.

Для предупреждения разрушения резины нельзя допускать попадания на шины бензина и минеральных масел.

При установке шин следует учитывать ри­сунок их протектора. Шины с направленным протектором должны устанавливаться таким образом, чтобы сохранять правильное направ­ление рисунка протектора по ходу автомобиля. С этой целью на боковинах шин с направлен­ным рисунком протектора имеется стрелка.

При правильном монтаже шин направления вращения колес (движение вперед) и стрелки совпадают.

На долговечность шин большое влияние оказывает техническое состояние автомобиля. В частности, повышенный износ шин вызыва­ют: нарушение углов установки и величины схождения передних колес, неправильная ре­гулировка тормозов, дисбаланс, колес, провисание рессор, подтекание смазки из сальни­ков и ступиц колес и попадание ее на поверх­ность шин.

Большое значение в увеличении долговеч­ности шин имеет своевременное устранение за­меченных повреждений. Шины, имеющие меха­ническое повреждение (пробои, порезы), должны быть сняты с автомобиля и отремонти­рованы. Незначительные повреждения шин следует устранять при помощи специальных автоаптечек, а более крупные повреждения — горячей вулканизацией.

Контрольные вопросы

1. Каким способом проверяют правильность поло­жения передней оси и заднего моста по отношению к раме?

2. Как проверяют и регулируют схождение перед­них колес?

3. Как, регулируют наибольший угол поворота колес?

4. Как проверяют и регулируют подшипники ступиц передних и задних колес?

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 25. Регулировочные работы по ходовой части

Регулировочные работы по ходовой части автомобиля заключаются в проверке и регу­лировке углов установки передних, колес, регу­лировке предельного угла поворота передних колес, регулировке осевого зазора между по­воротным кулаком и проушиной балки перед­них колес и регулировки подшипников ступиц передних колес.

Проверка и регулировка уста­новки передних колес. Измерение уг­лов установки передних колес производят при помощи оптического стенда или переносного прибора ГАРО. Углы установки передних колес приведены в табл. 8.

 

8. Углы установки передних колес 

Модель автомобиля Угол развала Схождение колес, мм  Угол наклона шкворня
продольный поперечный
ГАЗ-24 «Волга»  0º ± 30'            1,4 - 3    0 - 1º    8º
«Москвич-412»      1º              1- 3    1º30'    8º
УАЗ-451      1º              4 - 6        2º    8º
ГАЗ-53А      1º            1,5 - 3    2º30'    8º
ЗИЛ-130      1º              2 - 5    1º15'    8º
МАЗ-500      1º              3- 5    2º30'      8º
КрАЗ-257      1º              3 - 5    2º30'    8º

 

Схождение передних колес определяют по разности расстояний между ободами колес или шинами сзади и спереди. Для проверки схож­дения передние колеса ставят в положение, соответствующее прямолинейному движению. Автомобиль продвигают вперед так, чтобы бы­ли выбраны все зазоры в сочленениях передне­го моста. Измерив расстояние между боковыми поверхностями шин спереди специальной ли­нейкой, делают на них отметку мелом в местах касания линейки. Затем перекатывают автомо­биль вперед так, чтобы отметка оказалась сза­ди переднего моста, и вновь измеряют расстоя­ние между отметками.Изменение угла наклона шкворня назад может произойти у грузовых автомобилей вследствие прогиба или скручивания балки пе­реднего моста, поломки или большого проги­ба (осадки) передних рессор, износа деталей шкворневых соединений.

 Восстановление угла наклона шкворня на­зад требует замены деформированных деталей. В отдельных случаях довести угол до требуе­мой величины можно, применив стальную под­кладку (клин), установив ее между площадкой балки переднего моста и рессорой.Угол бокового- наклона шкворня может быть нарушен в результате погнутости балки переднего моста. Причиной изменения угла развала могут быть прогиб балки переднего моста, износ деталей шкворневого соединения, недостаточная затяжка подшипников ступиц передних колес.Указанные углы у грузовых автомобилей не поддаются регулировке. Для их восстановле­ния погнутую балку переднего моста правят в холодном состоянии под прессом, а изношен­ные детали шкворневого соединения заменяют новыми.Величина схождения передних колес мо­жет быть отрегулирована. Для этого, отвернув гайки стяжных болтов наконечников, повора­чивают поперечную рулевую тягу, имеющую по своим концам резьбу с разным направлением. Установив поворачиванием тяги требуемую величину схождения, затягивают и зашплинтовывают гайки стяжных болтов наконечников.

 Регулировка предельного угла поворота передних колес.

Наиболь­ший (предельный) угол поворота передних ко­лес ограничивается положением упорных бол­тов, расположенных на поворотных рычагах. При достижении предельного угла поворота эти болты упираются в выступы балки перед­него моста. Наибольший угол поворота выби­рается из условия, чтобы при повороте колеса не задевали за какие-либо детали.Регулируют наибольший угол поворота подвертыванием упорных болтов. Наибольший угол поворота наружного колеса дается при повороте внутреннего колеса на 20°.Угол поворота наружного колеса при пово­роте внутреннего колеса на 20° для отечествен­ных грузовых автомобилей составляет: УАЗ- 451М =18°30', ГАЗ-53А =17°30', «Урал-375», «Урал-377»= 18°, ЗИЛ-130=18°, ЗИЛ-131 =18°.

Регулировка осевого зазора между поворотной цапфой и про­ушиной балки переднего моста.

У грузовых автомобилей с неразрезной балкой переднего моста нельзя допускать повышен­ного осевого люфта поворотной цапфы. С этой целью производят проверку величины зазора между поворотной цапфой и внутренней торцо­вой поверхностью балки переднего моста. Этот зазор не должен превышать у грузовых авто­мобилей Горьковского автозавода — 0,15 мм и у грузовых автомобилей ЗИЛ—0,25 мм. Если этот зазор выходит за указанные пределы, то рекомендуется установить регулировочную прокладку.

Регулировка подшипников сту­пиц передних и задних колес.

Своев­ременная регулировка подшипников ступиц колес позволяет избежать осевой качки колеса и тем самым предохранить подшипники от преждевременного износа. Регулировку подшипников передних колес выполняют в следующем порядке. Подняв домкратом передний мост до отрыва шин от опорной поверхности, расшплинтовывают и ослабляют гайку цапфы поворотного ку­лака так, чтобы колесо свободно вращалось. Если обнаружится тугое вращение колеса, то устраняют вызвавшие его причины (задевание тормозных колодок, заедание сальников, вы­ход из строя подшипников). После этого затягивают гайку цапфы поворотного кулака до тугого вращения колеса на подшипниках. При. этом поворачивают колесо, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение относительно колец. Степень затяжки проверя­ют, заставляя колесо поворачиваться толчком руки, после которого оно должно сразу же ос­танавливаться. Отпустив гайку на 2—3 шплинтовочных отверстия (или прореза), до совпа­дения с шплинтовочным отверстием кулака, вновь проверяют вращение колеса, которое должно сделать до полной остановки не менее 8 оборотов после сильного толчка рукой. По окончании регулировки гайку надежно шплинтуют.

 О правильности регулировки подшипников ступиц переднего моста можно судить по на­греву ступицы во время движения. Если нагрев ступицы ощущается рукой, то рекомендуется ослабить затяжку гайки на одно шплинтовочное отверстие. Для определения осевого люфта подшипни­ков заднего колеса его вывешивают и отсоеди­няют полуось от ступицы. Перед регулировкой подшипников проверя­ют, нет ли задевания колодок за барабаны, что затрудняет проворачивание колеса. При необ­ходимости регулировки отвертывают контргай­ку 1 (рис. 35) и снимают замочную шайбу 2 с сальником 4. Отпускают на 1/2 оборота гайку 3 крепления подшипников и проверяют враще­ние колеса. Затем затягивают гайку 3 усили­ем одной руки при помощи ключа с воротком длиной 350—400 мм до тех пор, пока не нач­нется торможение ступицы. При этом повора­чивают ступицу в обоих направлениях, чтобы ролики подшипников правильно установились по коническим поверхностям колец. После это­го отпускают гайку крепления подшипника на 1/5 оборота и вводят стопорный штифт в одну из прорезей замочной шайбы. Если штифт не входит в прорезь, то поворачивают гайку в ту или другую сторону настолько, чтобы штифт вошел в ближайшую прорезь. Закончив эту операцию, навертывают и слегка затягивают контргайку и проверяют степень затяжки под­шипников. Если подшипники затянуты правиль­но, то колесо должно вращаться без заметного осевого люфта и качки. Поставив на место по­луось, окончательно затягивают контргайку.

Регулировка подшипников шкворней поворотного кулака.

У ав­томобилей с передними ведущими колесами необходимо регулировать затяжку подшипни­ков шкворней поворотного кулака. У автомобилей ГАЗ-66 и УАЗ шкворни поворачи­ваются в конических роликовых подшипниках. Эти подшипники должны быть отрегулированы так, чтобы в них не ощущался люфт.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 23. Основные неисправности и техническое обслуживание агрегатов и узлов ходовой части

Рама грузового автомобиля должна сохра­нять высокую жесткость, так как от нее зави­сит правильность взаимной установки всех аг­регатов и узлов автомобиля. Подвеска должна поглощать толчки, воспринимаемые колесами от неровности дороги и не передавать их на раму автомобиля.

От амортизаторов требуется быстрое гаше­ние колебаний, которые вызываются переездом колес через неровности дороги.

Передние колеса автомобиля должны иметь правильные углы установки, с тем чтобы была обеспечена стабилизация колес, т. е. стремле­ние сохранять заданное им направление дви­жения. Диски колес не должны иметь погнуто­стей и разработки отверстий для крепления дисков на шпильках тормозных барабанов.

К числу основных неисправностей ходовой части автомобиля относятся трещины и короб­ление балок рамы, прогиб передней оси, износ деталей шарнирных соединений (шкворней, рессорных пальцев), нарушение углов установ­ки передних колес, а также неисправности амортизаторов, поломка рессор и пружин под­вески, повреждение и износ шин.

Неисправности узлов и деталей ходовой части выявляются при внешнем осмотре авто­мобиля, а также при проверке отдельных узлов во время технического обслуживания.

При ежедневном техническом обслуживании проверяют состояние передних и задних рессор, подрессорников, колес и шин.

Во время первого технического обслужива­ния контролируется крепление стремянок рес­сор и рессорных пальцев, люфт в подшипниках ступиц колес и шкворней поворотных цапф, со­стояние рамы и балки передней оси.

При проведении ТО-2 проверяют правиль­ность установки переднего и заднего мостов, состояние сцепного прибора, закрепляют хому­ты, стремянки и пальцы передних и задних рес­сор, подушки рессор и амортизаторы. Кроме того, проверяют углы установки передних ко­лес, состояние пружин и рычагов передней подвески.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 24. Техническое обслуживание рамы и подвески

Проверка состояния рамы. При осмотре рамы проверяют, нет ли видимого ис­кажения ее геометрической формы, трещин и погнутостей в лонжеронах и поперечинах, ослабления заклепочных соединений. Выявляют также целостность кронштейнов рессор и под­рессорников, корпусов рычажных амортизато­ров или кронштейнов крепления телескопиче­ских амортизаторов.

Если при осмотре будет обнаружена замет­ная деформация рамы, то проверяют степень искажения её геометрической формы.

После снятия кабины и платформы очища­ют раму от грязи и производят следующую проверку. Измеряют ширину рамы спереди и сзади. У грузовых автомобилей Горьковского автозавода разница в ширине рамы не должна превышать 4 мм. Погнутость рамы может быть установлена измерением диагоналей между по­перечинами рамы на отдельных ее участках (рис. 34). Разница в длине диагоналей на от­дельном участке рамы между двумя поперечи­нами должна быть не более 5 мм.

Правильность положения переднего и заднего мостов по отношению к раме опреде­ляют, измеряя расстояния А и В, которые должны быть равны между собой (допускается разница не более 4 мм). Расстояние С, равное длине базы автомобиля, должно быть одинако­вым с правой и левой сторон рамы.

При проверке рамы следят также за состоя­нием ее окраски. Во избежание появления кор­розии поверхности с поврежденной окраской должны быть своевременно подкрашены.

Ослабление заклепок выявляют легким про­стукиванием лонжеронов рамы, при котором ослабевшие заклепки издают характерный дребезжащий звук.

Проверка состояния, деталей подвески. При осмотре рессор и подрессорников

D, Е, F проверяемые размеры между поперечинами рамы

выявляют, имеются ли поломки или тре­щины листов. Листы не должны иметь про­дольного смещения, которое может произойти в результате среза центрового болта. Прогиб правых и левых рессор должен быть одина­ковым.

Проверяя надежность крепления рессорных пальцев у рессор, имеющих накладные ушки (ЗИЛ-130), обращают особое внимание на за­тяжку гаек стремянок, крепящих накладные ушки. Эти гайки должны быть затянуты до сжатия пружинных шайб.

У автомобилей, имеющих крепление рессор в резиновых подушках (ГАЗ-5ЗА, ГАЗ-66 и др.), проверяют, не произошло ли разруше­ние резиновых подушек, а также наблюдают за правильным их положением и отсутствием перекосов.

Гайки стремянок крепления рессор следует затягивать равномерно, сначала обе передних, а затем обе задних (по ходу автомобиля) с мо­ментом, равным 25—30кгс-м.

Упругость рессоры проверяют по ее стреле прогиба в свободном состоянии. Стрелу проги­ба определяют, натянув нить вдоль верхней части коренного листа по торцовым его концам или закруглениям резиновых чашек.

Расстояние от нити до поверхности корен­ного листа принимают за стрелу прогиба. Раз­ность стрелы прогиба для правой и левой одно­именных рессор не должна превышать 10 мм.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна