Меню

§ 71. Ремонт тормозных систем

Тормозные системы могут иметь следующие основные неисправности: износ накладок и ба­рабанов; поломка возвратных пружин и срыв тормозных накладок; ослабление стяжной пру­жины или ее поломка; заедание осей тормоз­ных колодок. Указанные неисправности невоз­можно устранить ни регулировкой, ни подтяж­кой соответствующих соединений. Поэтому тор­мозные устройства снимают с автомобиля и разбирают.

Разборку колесного тормоза - начинают со снятия тормозного барабана. На рис. 108, а, б показана последовательность снятия тормозно­го барабана со ступицы колеса. Затем снимают стяжную пружину и тормозные колодки.

Рабочую поверхность тормозного барабана, имеющую мелкие задиры и царапины, зачища­ют мелкозернистой наждачной шкуркой. При наличии глубоких задиров и царапин рабочую поверхность барабана растачивают. Однако внутренний диаметр барабана не должен уве­личиться более чем на 1,5 мм. Соответственно меняют накладки тормозных колодок, устанав­ливая стандартные или увеличенного размера. Накладки заменяют также в том случае, если вследствие износа расстояние от поверхности накладки до головок заклепок составляет ме­нее 0,5 мм или приклеенные накладки износи­лись на 80% своей толщины.

Перед приклепкой новых накладок рабочую поверхность колодок очищают от загрязнений и ржавчины, а форму ее проверяют по шабло­ну. Затем контролируют состояние отверстий установкой в них заклепок, которые должны входить плотно.

На подготовленную рабочую поверхность колодки ставят новую накладку и прижимают ее к колодке струбциной. Далее со стороны ко­лодки сверлят в накладке отверстия под за­клепки и снаружи раззенковывают их на глу­бину 3—4 мм. Приклепывают накладки к ко­лодкам медными, алюминиевыми или латунны­ми заклепками.

Перед приклеиванием поверхность накла­док и колодок тщательно зачищают мелкозер­нистой наждачной шкуркой или абразивным кругом и обезжиривают бензином или ацето­ном. На склеиваемые поверхности наносят тон­кий, ровный слой клея ВС-10Т и выдерживают при комнатной температуре 15—20 мин. Эту операцию повторяют дважды.

Подготовленные к склеиванию колодки и накладки устанавливают в приспособление, прижимают и помещают в сушильный шкаф или в нагревательную печь. Сушка продолжа­ется 45 мин при температуре 180—200°С. Затем колодки охлаждают на воздухе при комнатной температуре и снимают приспособление.

Качество склеивания проверяют на сдвиг под прессом. Колодки подгоняют к барабану, обеспечивая их хорошее прилегание.

Основными дефектами гидравлическо­го привода тормозов являются износ и риски на рабочих поверхностях главного и колесного тормозных цилиндров, разрушение резиновых манжет, нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и арматуры.

Тормозные цилиндры, имеющие небольшие риски, царапины или следы коррозии, восста­навливают хонингованием. При значительном износе рабочей поверхности или наличии глу­боких царапин и рисок цилиндры растачивают с последующим хонингованием до одного из ремонтных размеров.

Гидровакуумный усилитель мо­жет иметь следующие основные неисправнос­ти: износ, царапины, задиры или следы корро­зии на рабочей поверхности цилиндра; одно­сторонний износ, глубокие задиры поршня или неплотное прилегание шарика клапана к сво­ему гнезду; разрыв, трещины или смятие уп­лотняющих кольцевых кромок диафрагмы; разбухание или деформацию манжет.

Цилиндр гидроусилителя с указанными де­фектами зеркала может быть восстановлен шлифованием при условии, что его диаметр увеличится не более чем на 0,1 мм. Дефект­ный поршень заменяют новым.

Клапан управления не должен иметь забо­ин на поверхности седла. Проверяют также прочность запрессовки в него поршня и посад­ку пружинной шайбы диафрагмы. Последняя должна быть плоской, с острыми кромками по периметру. Корпус клапана должен иметь ров­ную кольцевую канавку. Манжеты поршней (цилиндра и клапана управления) должны быть эластичными с острыми уплотняющими кромками, без выбоин. Все уплотнительные ре­зиновые кольца не должны иметь трещин и разрывов.

Основными дефектами пневматиче­ского тормозного привода являют­ся износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов; повреждение диаф­рагм тормозного крана и тормозных камер; риски на клапанах и седлах клапанов; погну­тость штоков, поломка и-потеря упругости пру­жин; износ втулок и отверстий под рычаги.

У компрессора изнашиваются цилиндры, поршни, кольца, подшипники, клапаны и их седла; нарушается герметичность уплотнительного устройства заднего конца коленчатого ва­ла, разрушается диафрагма загрузочного уст­ройства.

Ремонт деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов производят так же, как и аналогичных деталей у двигателя. При нарушении герметичности уплотнительного устройства заднего конца коленчатого вала производят разборку его и детали промывают в керосине или в дизельном топливе. Удаляют с поверхности латунной втулки частицы закоксовавшегося масла и заусенцы.

Диафрагма загрузочного устройства заме­няется новой, если она потеряла эластичность или имеет следы разъедания маслом.

Воздушный фильтр разбирают. Фильтрующий элемент промывают в керосине и просу­шивают. Корпус протирают тряпкой, смочен­ной в бензине. Перед установкой фильтра в корпус его наполовину опускают в моторное масло. Затем масло должно стечь и фильтр ус­танавливают в корпус смоченной частью вверх.

После сборки компрессор должен пройти приработку на стенде без нагрузки в течение 5—10 мин. В процессе приработки проверяют, нет ли подтекания масла, перегрева подшипни­ков и ненормальных стуков. Затем производят испытание компрессора на производительность и герметичность. Испытания осуществляют на стенде при частоте вращения коленчатого вала 1200—1350 об/мин. Давление масла, поступа­ющего в компрессор, должно быть в пределах 1,5—3,0 кгс/см2. Температура масла во время испытания должна быть не ниже 40°С.

При испытании компрессора автомобиля ЗИЛ-130 осуществляют проверку работы раз­грузочной системы. Для этого по трубке раз­грузочного устройства подают сжатый воздух под давлением не более 5 кгс/см2. Плунжеры должны подняться и полностью открыть впуск­ные клапаны. Падение давления не должно превышать 0,5 кгс/см2 в течение 1 мин. При снятии давления плунжеры под действием воз­вратной пружины должны свободно, без заеда­ний возвращаться в исходное положение. Од­новременно осуществляют проверку герметич­ности и уплотнения плунжера.

При проверке на производительность и маслопропускную способность компрессор соеди­няют с резервуаром, который снабжен приспо­соблением для выпуска воздуха в атмосферу через калиброванное отверстие диаметром 1,6 мм и длиной 3 мм. Компрессор должен под­держивать давление в резервуаре не менее 6 кгс/см2.

Количество масла, вытекающего через сливное отверстие в нижней крышке картера, должно быть не более 500 г в течение 5 мин.

Проверка уноса масла сжатым воздухом про­изводится по масляному пятну на экране из не впитывающего масло материала, помещенном на расстоянии 50 мм от торца выпускного от­верстия, в течение 10 мин. Пятно, состоящее из отдельных капель, должно умещаться в круге диаметром 20 мм.

Проверку герметичности нагнетательных клапанов производят на неработающем ком­прессоре. При этом необходимо подсоединить головку компрессора к резервуару емкостью 1 л, в котором должно быть создано давление воздуха порядка 6,5—7,0 кгс/см2. Падение дав­ления в резервуаре в течение 1 мин не должно быть более 0,5 кгс/см2.

Неисправный тормозной кран вызы­вает увеличение свободного хода тормозной педали, неполной торможение колес, когда тор­мозная педаль выжата до конца; медленное растормаживание колес при резком прекращении нажатия на тормозную педаль; утечку возду­ха.

Увеличение свободного хода педали возни­кает из-за увеличенного зазора между регули­ровочным болтом (на приводном рычаге или крышке корпуса) и толкателем (или стаканом) уравновешивающей пружины, ослабления крепления крана или его приводного рычага.

Неполное торможение колес при выжиме тормозной педали до конца обусловлено изно­сом конца стержня впускного клапана, умень­шением упругости пружины, неполным пере­крытием выпускным клапаном выходного от­верстия, загрязнением внутренней полости крана.

Утечка воздуха возникает из-за нарушения герметичности клапанов. При негерметичности впускного клапана утечка воздуха при отпу­щенной тормозной педали происходит через впускное отверстие. Утечка воздуха при выжа­той тормозной педали указывает, что нарушена герметичность выпускного клапана.

Для устранения утечки воздуха производят два-три. торможения с целью устранения слу­чайного зависания клапанов. Если не удается таким способом устранить утечку воздуха, то вывертывают соответствующий штуцер и вы­нимают клапан. Изношенные и поврежденные клапаны заменяют. При замене клапанов ус­танавливают уплотнительные прокладки.

Основными неисправностями ручного тормоза являются износ и замасливание на­кладок тормозных колодок, а также износ ра­бочей поверхности тормозного барабана (или диска).

Изношенные накладки тормозных колодок заменяют, когда расстояние от поверхности на­кладок до заклепок Менее 0,5 мм или их концы имеют износ, затрудняющий скольжение коло­док в пазах толкателей и опорных пальцев. Замасленные накладки промывают керосином. Смятые концы колодок восстанавливают за­чисткой с последующим цианированием на глу­бину не менее 0,08 мм и закалкой.

Изношенную рабочую поверхность тормоз­ного барабана восстанавливают растачивани­ем. Соответственно подбирают колодки с тор­мозными накладками.

После ремонта и замены изношенных дета­лей тормозную систему собирают и регули­руют.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные дефекты рамы, рессор, амор­тизаторов и способы их устранения.

2. Перечислите основные дефекты деталей рулевою механизма и способы их устранения.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 70. Ремонт деталей рулевого механизма

Для установления степени износа и харак­тера ремонта деталей рулевой механизм раз­бирают. При этом для снятия рулевого коле­са и сошки руля применяют съемники. Основ­ными дефектами деталей рулевого механизма являются износ червяка и ролика вала сошки, втулок, подшипников и мест их посадки; обло­мы и трещины на фланце крепления картера; износ отверстия в картере под втулку вала ру­левой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг; погнутость тяг и ослабление креп­ления рулевого колеса на валу.

Червяк рулевого механизма заменяют при значительном износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя. Ролик вала сош­ки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одновременно.

Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием с последую­щим шлифованием под номинальный размер. Шейка может быть восстановлена шлифовани­ем под ремонтный размер бронзовых втулок, устанавливаемых в картере. Изношенный резьбовой конец вала рулевой сошки восста­навливают вибродуговой наплавкой. Предва­рительно на токарном станке срезают старую резьбу, затем наплавляют металл, обтачива­ют под номинальный размер и нарезают новую резьбу. Вал сошки со следами скрученных шлицев бракуют.

Изношенные места посадки подшипника в картере рулевого механизма восстанавливают постановкой дополнительной детали. Для это­го отверстие растачивают, затем запрессовы­вают втулки и обрабатывают их внутренний диаметр под размер подшипников.

Обломы и трещины на фланце крепления картера устраняют заваркой. Применяют га­зовую сварку и осуществляют общий подогрев детали. Изношенное отверстие в картере под втулку вала рулевой сошки развертывают под ремонтный размер.

В рулевом приводе более быстрому износу подвергаются шаровые пальцы и вкладыши поперечной рулевой тяги, меньшему износу — наконечники. Кроме этого, наблюдается износ отверстий на концах тяг, срыв резьбы, ослаб­ление или поломка пружин и погнутость тяг.

В зависимости от характера износа уста­навливают годность наконечников (в сборе) поперечной рулевой тяги или отдельных дета­лей. При необходимости шарнирные наконеч­ники разбирают. Для этого расшплинтовывают резьбовую пробку, вывертывают ее из от­верстия головки тяги, снимают детали. Из­ношенные шаровые пальцы, а также пальцы, имеющие сколы и задиры, заменяют новыми. Одновременно устанавливают новые вклады­ши шаровых пальцев. Слабые или сломанные пружины заменяют новыми. Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают. Погнутость рулевой тяги устраняют правкой в холодном состоянии. Перед правкой тягу за­полняют сухим мелким песком.

Характерными неисправностями гидрав­лических усилителей руля являются отсутствие усиления при любых числах оборо­тов двигателя; недостаточное или неравномер­ное усиление при повороте руля в обе стороны.

Для устранения дефектов разбирают насос, сливают масло, а детали тщательно промыва­ют. При разборке, сборке и ремонте насоса не должны обезличиваться крышка насоса и пе­репускной клапан в сборе, статор, ротор и ло­пасти насоса. Разбирают и собирают насос в приспособлении с поворотной плитой.

Разборку производят в такой последова­тельности: снимают крышку бачка и фильтра; бачок с корпуса насоса; крышку насоса, удер­живая предохранительный клапан от выпадания технологической чекой (вал насоса распо­лагают вертикально, а шкив внизу), затем снимают со штифтов распределительный диск, статор, ротор в сборе с лопастями, надев на не­го технологическое резиновое кольцо и отме­тив положение статора относительно распре­делительного диска и корпуса насоса.

Шкив, стопорное кольцо и вал насоса с пе­редним подшипником снимают только при не­обходимости замены или ремонта.

После разборки детали промывают в ван­не с раствором, обмывают горячей водой и об­дувают сжатым воздухом. Для промывки реко­мендуется следующий состав раствора на 1 л воды: тринатрийфосфата 30—35 г, органиче­ского полупродукта (ОП-7) 3—15 г, кальцини­рованной соды 10—15 г.

При контроле устанавливают свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса, затяжку седла предохранительного клапана, отсутствие задиров или износа на торцовых поверхностях ротора, корпуса и рас­пределительного диска.

Не допускаются задиры, риски или нерав­номерный износ торцовой рабочей поверхности у корпуса насоса и у распределительного дис­ка. Данная поверхность должна быть плоской и перпендикулярной оси отверстия под шари­ковый и игольчатый подшипники. Допустимые отклонения устанавливаются техническими ус­ловиями.

После сборки рекомендуется насос прира­ботать на стенде. Режим приработки указан в технических условиях.

После приработки насос гидроусилителя рулевого механизма испытывают на произво­дительность и предельное давление, развивае­мое им. Режим и последовательность испыта­ний указаны в технических условиях. Во вре­мя испытания насоса устанавливают, нет ли вибраций, толчков и резких шумов. Давление должно нарастать плавно. Масло в бачке не должно пениться, а также подтекать через мес­та соединений и уплотнительный сальник.

После ремонта и контроля деталей рулевой механизм собирают, регулируют и испытывают с гидравлическим усилителем в сборе

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 68. Ремонт рессор

У рессор могут быть следующие дефекты:

-поломка листов,

-потеря упругости,

-срезание центрового болта,

-износ пальцев и втулок в ушках рессор и кронштейнах,

-износ кронштей­нов под торцами ушков рессоры.

 Для устране­ния дефектов снятую рессору разбирают, ли­сты промывают в щелочном растворе и подвер­гают контролю и сортировке. Сломанные лис­ты и листы, имеющие трещины, заменяют но­выми.

 Прогиб рессор устанавливается шаблона­ми. Если имеется небольшое уменьшение стре­лы прогиба в сравнении с номинальной стре­лой, то осуществляют правку листов в холод­ном состоянии. При уменьшении стрелы про­гиба больше половины её величины произво­дят правку листов, предварительно нагрев их до температуры 700—800°С. Затем листы под­вергают закалке в масле и отпуску до требуе­мой твердости. Перед сборкой листы рессоры смазывают графитовой смазкой или смесью, состоящей из 30% универсальной консистент­ной смазки УС, 30% графита «П» и 40% тран­сформаторного масла.

Изношенные втулки в ушках рессор и крон­штейнах выпрессовывают и заменяют. Гладкие рессорные пальцы при небольшом износе шли­фуют под ремонтный размер. При износе более 1,5 мм пальцы заменяют новыми.

Износ кронштейнов под торцами ушков рессоры устраняется шайбами, которые уста­навливают на палец крепления рессоры.

Собранные рессоры должны быть испытаны на стенде. Перед испытанием осуществляют осадку рессоры под определенной нагрузкой. Собранную рессору устанавливают на прессе и шпинделем нажимают на середину до полно­го выпрямления рессоры (стрела прогиба рав­на нулю). Затем рессору постепенно освобож­дают, измеряют стрелу прогиба и еще раз на­жимают на нее до выпрямления. Повторная осадка рессоры той же нагрузкой не должна из­менить стрелу прогиба. При уменьшении стре­лы прогиба рессора непригодна к эксплуата­ции. Величина нагрузки стрелы прогиба указа­на в технических условиях на ремонт, сборку и испытание агрегатов и автомобилей.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 69. Ремонт амортизаторов

Основными неисправностями рычажно­го амортизатора являются течь жидко­сти или тугое перемещение рычага.

Для устранения дефектов амортизатор сни­мают с автомобиля, тщательно очищают и про­мывают в керосине. Затем производят частич­ную или полную разборку. Вначале отвертыва­ют пробки клапанов и пробку наливного от­верстия, сливают из .корпуса жидкость в чис­тый сосуд. Затем вынимают рабочие клапаны, тщательно промывают их и контролируют. Клапаны, не имеющие повреждения, устанав­ливают в свои гнезда. Под пробки клапанов ставят новые алюминиевые прокладки.

Для проверки состояния поршней произво­дят полную разборку амортизатора. Для этого специальным ключом отвертывают крышки ци­линдров.

Поршни должны перемещаться в цилинд­рах без заедания и не иметь износа. Отверт­кой снимают стопорное кольцо пружины и вы­нимают из поршней перепускные клапаны. Годные клапаны устанавливают на место.

Сборку амортизатора осуществляют в об­ратной последовательности. При этом гайку валика амортизатора затягивают с моментом 4—5 кгс-м, а крышки цилиндров — с моментом 45 кгс-м. После заливки в корпус амортизато­ра жидкости поворотом рычага производят испытание на легкость и плавность перемеще­ния поршней. На специальном стенде осущест­вляют проверку амортизатора на герметич­ность.

Основными неисправностями телеско­пического амортизатора являются течь жидкости и неравномерное гашение коле­баний.

Для выявления и устранения дефектов амортизатор частично или полностью разби­рают. Перед разборкой необходимо его очис­тить от грязи, промыть и протереть. Работу по разборке и сборке выполняют в условиях, обеспечивающих полную чистоту.

Течь жидкости из резервуара возникает из-за износа сальников штока. Если подтяги­ванием гайки резервуара с усилием не более 25 кгс неисправность не устраняется, то про­изводят частичную разборку амортизатора с заменой всех сальников.

Амортизаторы проверяют на сопротивляе­мость растягиванию и сжатию. Для этого ниж­нюю проушину амортизатора зажимают в тис­ках и несколько раз прокачивают его за верх­нюю проушину.

Одинаковое сопротивление амортизатора при перемещении в обоих направлениях указы­вает на то, что он исправен. Неодинаковое со­противление и неравномерный ход являются признаками неисправности амортизатора. Та­кие амортизаторы полностью разбирают и про­изводят в них замену изношенных или повреж­денных деталей.

Подлежит замене шток поршня, если име­ются задиры или износ полированной поверх­ности. Диски пластинчатых клапанов, имею­щие трещины, заменяют новыми. Также заме­няется клапан сжатия при наличии износа или рисок на рабочей поверхности клапана и его седла. Поршень с задирами на рабочей поверх­ности выбраковывают.

При сборке амортизатор заполняют только свежей амортизаторной жидкостью (веретен­ное масло АУ ГОСТ 1642—50 или смесь, со­стоящая из равных долей турбинного и транс­форматорного масел).

После сборки амортизатор проверяют на бесшумность работы и развиваемое сопротив­ление, которое должно соответствовать данным технических условий. Испытание осуществля­ют на специальной установке

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

§ 67. Ремонт рамы

Основными дефектами рам являются пог­нутость балок и поперечин, трещины устало­сти, трещины по отверстиям под заклепки, на­рушение прочности заклепочных соединений. Погнутость и трещины появляются в резуль­тате неправильной эксплуатации автомобиля (перегрузки, неправильной буксировки и т.п.), чрезмерной жесткости рессор, усталости ме­талла.

При капитальном ремонте автомобиля ра­мы полностью разбирают, детали промывают и тщательно осматривают. Для разборки за­клепочных соединений рамы применяют пнев­матические рубильные молотки, газовую резку и воздушно-дуговую резку угольными элект­родами. После среза головки заклепку выби­вают из отверстия. Негодные детали рамы за­меняют новыми. Погнутые балки или попере­чины правят в холодном состоянии на прессе или специальном стенде. Качество правки контролируют поверочными линейками и ша­блонами.

Трещины на деталях рамы устраняют за­варкой с постановкой или без постановки до- полнительных деталей. Усталостную трещину перед сваркой прорезают, обеспечивая зазор, и сваривают встык. При трещинах, проходя­щих через отверстие для заклепок крепления поперечин, вырезают поврежденный участок и приваривают дополнительную деталь. Ослаб­ленные заклепки срубают и вместо них уста­навливают новые.

Перед постановкой новых заклепок прове­ряют состояние отверстия. Изношенные отвер­стия и отверстия, у кромок которых имеются трещины, заваривают. После зачистки поверх­ности и шва сверлят отверстия диаметром на 1 мм меньше номинального. На прессе раздают отверстие до номинального размера и упрочня­ют с двух сторон кромки.

После восстановления все участки, подвер­гавшиеся ремонту, зачищают, покрывают мас­ляной грунтовкой и подкрашивают.

При сборке рам применяют гидравличес­кую клепальную установку (рис. 107), состоя­щую из гидравлического привода, арматуры и скобы с силовой головкой. В корпусе установ­ки расположены масляный бак, масляный на­сос, реверсивный золотник с электромагнита­ми, реле давления и другие приборы. При по­мощи шлангов 5 масляный насос соединен с силовой головкой 1, укрепленной на скобе 6. За скобу силовую головку подвешивают на ра­бочем месте к крану-укосине или монорельсу через уравновешивающий механизм.

Силовая головка имеет мультипликатор для повышения давления. По шлангам 5 пода­ется масло под давлением 140 кгс/см2, а муль­типликатор повышает его до 1000 кгс/см2. Под таким давлением масло поступает в рабочий цилиндр скобы и приводит в движение пор­шень, связанный с бойком скобы.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна