image image image image image
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Вторник, Сентябрь 26, 2017

§ 17. Основные неисправности и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов

Основными неисправностями спидометра являются неправильное показание скорости движения автомобиля из-за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидомет­ра, заедание барабанчиков счетного узла. Пе­ред устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого ва­ла его привода: не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передачи, и не оборван ли трос. В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо устано­вить причины обрыва. Одной из причин обры­ва троса может быть заедание в спидометре. Для Проверки этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно прово­рачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а за­тем свободно вернуться обратно.

Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсут­ствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке креп­ления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объяс­няется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.

Учитывая большое разнообразие конструк­ций и назначений контрольно-измерительных приборов, ниже в качестве примера приведены основные неисправности и способы проверки магнитоэлектрических термометров.

Опыт эксплуатации магнитоэлектрических термометров выявил следующие возможные их неисправности:

нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе. В этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор;

нарушение стабильности характеристик терморезистора. Чаще всего это нарушение происходит вследствие значительных и дли­тельных перегревов терморезистора в процес­се эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей жидкости;

смещение стрелки указателя на оси магни­та из-за вибраций или ударов;

обрыв проводов внутри указателя.

При обнаружении неисправностей датчика или указателя рекомендуется заменить его ис­правным, а не подвергать ремонту, так как конструкция указателя и датчика выполнена неразборной и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен.

Проверку исправности электромагнитных термометров рекомендуется производить в оп­ределенной последовательности.

Для проверки точности показания датчик и указатель должны быть сняты с автомобиля.

Проверка производится при температуре окружающей среды плюс 20°С. Указатель ус­танавливается в приспособлении в рабочем по­ложении.

Датчик помещается в специальную герме­тичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, которая дает воз­можность повышать температуру воды выше 100°С.

Термометры, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, можно проверять только в воде.

При нагреве в масле, при отсутствии интен­сивного его перемещения увеличиваются по­грешности измерения в результате изменений условий теплопередачи.

Термометры, предназначенные для замера температуры масла, проверяются в масляной ванне.

Схема включения комплекта указателя и датчика для проверки изображена на рис. 30, а.

Напряжение, подводимое к прибору, необходимо поддерживать равным 14 или 28 В (со­ответственно для приборов с номинальным на­пряжением 12 и 24 В).

Водяная или масляная ванна медленно по­догревается, например, путем включения на­гревательного элемента через лабораторный автотрансформатор.

Показания указателя сравниваются с показаниями контрольного ртутного термометра, установленного в ванне. Цена деления конт­рольного ртутного термометра в этом случае должна быть не более 0,5°С.

На каждой контрольной отметке шкалы пе­ред отсчетом показаний должна производить­ся выдержка не менее 2 мин.

Комплект указателя и датчика можно счи­тать исправным, если погрешность не превы­шает данных, приведенных в табл. 5.

В случае увеличенной погрешности комп­лекта необходимо проверить указатель и дат­чик отдельно.

5. Допустимые погрешности указателя и датчика термометра

Проверяемые точки шкалы

Допускаемая погрешность, °С

40

+ 8

80

±5

100

2:5

110

+ 6

120

+6

Проверка указателя осуществляет­ся при помощи контрольного реостата или ма­газина сопротивлений, включенного в цепь указателя вместо датчика (рис. 30, б) при тем­пературе окружающей среды плюс 20 ±5°С и питающем напряжении 14 или 28 В.

Перед проверкой показаний указателя по­следний выдерживают во включенном положе­нии на предельной отметке 110 или 120°С вте­чение 2 мин.

При положении стрелки на контрольной отметке шкалы фиксируется значение сопро­тивления контрольного реостата.

Показания указателя считают удовлетво­рительными, если контрольные положения стрелки соответствуют величине сопротивле­ния контрольного реостата (табл. 6).

6. Сопротивления контрольного реостата для различных точек шкалы

Проверяемые точки шкалы

Сопротивление, Ом

40

320—440

80

128—142

100

82—91

110

66—74

120

55-62

Погрешность указателя в градусах опреде­ляется как разность между показаниями при­емника и контрольного ртутного термометра.

Указатель можно считать исправным, если его погрешности не выходят за пределы, ука­занные в табл. 5.

Проверка датчика проводится с эта­лонным указателем (рис. 30, в), сопротивление катушки которого между клеммами Б и Д рав­но 10±1 Ом. При проверке используют конт­рольный ртутный термометр с ценой делений 0,ГС.

Проверка датчика заключается в определе­нии величины его сопротивления при контроль­ных температурах и работе его в комплекте с эталонным указателем. Такая проверка может быть выполнена при помощи амперметра и вольтметра.

Применяемый при этом испытании вольт­метр должен иметь класс точности не ниже 0,5.

Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично