Проверка и техническое обслуживание колес и шин

 

Автомобильные шины в процессе эксплуатации должны ежедневно контролироваться водителем. При этом обращается внимание на отсутствие внешних повреждений шин: порезов или проколов покрышек острыми предметами, отслоении протектора, разрушения бортового кольца, прокола или разрыва камеры, наличия застрявших камней или других предметов между сдвоенными шинами на грузовых автомобилях.

Обода колес должны иметь правильную внешнюю форму. Не допускается наличие на ободе забоин, вмятин, погнутостей. В случае обнаружения на ободе ржавчины его зачища­ют и окрашивают.

Автомобиль должен быть правильно укомп­лектован шинами, т. е. на его колеса должны быть установлены шины, соответствующие раз­меру обода и грузоподъемности автомобиля.

В случае установки шин, ранее находив­шихся в эксплуатации, на колеса одной оси должны устанавливаться шины с одинаковым рисунком и одинаковой степенью износа про­тектора. Разница в износе протектора не долж­на превышать 5 мм по наружному диаметру покрышки.

Необходимо следить за правильным монта­жом шин, не допускается защемление камеры, попадание песка и грязи внутрь шин. Для мон­тажных работ следует применять только пред­назначенный для этого инструмент.

В шинах должно поддерживаться давление, устанавливаемое в зависимости от нагрузки на колесо. Давление в отдельных шинах авто­мобиля не должно отклоняться более чем на 0,2 кгс/см2.

Внутреннее давление в шинах отечествен­ных грузовых автомобилей при максимальной нагрузке на колесо приведено в табл. 9.

При использовании на этих автомобилях шин типа Р давление, соответствующее макси­мальной нагрузке увеличивается до 5,8— 6,0 кгс/см2.

В процессе работы автомобиля нельзя до­пускать перегрузки шин, избегая нагрузки автомобиля сверх установленной грузоподъемности, равномерно распределяя груз в кузове, не допуская движения грузового автомобиля со спущенной шиной хотя бы одного из двойных задних колес.  Внутреннее давление в шинах отечественных грузовых автомобилей при максимальной нагрузке на колесо

Марка автомобиля

Размер шин

Максимальная нагрузка на колесо, кгс

Внутреннее давление в шине, кгс/см2

ГАЗ-51А

7,50—20

1000

4,00

ГАЗ-53А

8,25—20

1300

4,30

ЗИЛ-130

260—20

1550

4,50

МА3-500

12,00—20

2400

5,50


Следует своевременно удалять предметы, застрявшие между двойными шинами задних колес.

Для предупреждения разрушения резины нельзя допускать попадания на шины бензина и минеральных масел.

При установке шин следует учитывать ри­сунок их протектора. Шины с направленным протектором должны устанавливаться таким образом, чтобы сохранять правильное направ­ление рисунка протектора по ходу автомобиля. С этой целью на боковинах шин с направлен­ным рисунком протектора имеется стрелка.

Для равномерного износа протектора шин рекомендуется периодически через 6 - 8 тыс. км переставлять колеса с задней на переднюю ось согласно схеме перестановки, включая сюда и запасное колесо. При перестановке колес следует учитывать рисунок протектора (если он направленного действия), что обозначается стрелкой на боковине покрышки. При правильной установке колеса стрелка и преимущественное направление вращения при движении вперед должны совпадать.

Балансировку колес проводят для устранения их неуравновешенности (дисбаланса), которая является следствием неравномерного распределения массы колеса относительно оси вертикальной плоскости симметрии. Дисбаланс при вращении колеса вызывает его биения и неравномерный усиленный износ шин. Для уменьшения влияния дисбаланса колеса подвергают статической и динамической балансировке.

На долговечность шин большое влияние оказывает техническое состояние автомобиля. В частности, повышенный износ шин вызыва­ют: нарушение углов установки и величины схождения передних колес, неправильная ре­гулировка тормозов, дисбаланс, колес, провисание рессор, подтекание смазки из сальни­ков и ступиц колес и попадание ее на поверх­ность шин.

Большое значение в увеличении долговеч­ности шин имеет своевременное устранение за­меченных повреждений. Шины, имеющие меха­ническое повреждение (пробои, порезы), должны быть сняты с автомобиля и отремонти­рованы. Незначительные повреждения шин следует устранять при помощи специальных автоаптечек, а более крупные повреждения — горячей вулканизацией.

 

Основные неисправности и техническое обслуживание агрегатов и узлов ходовой части

 

 

Ходовая часть автомобиля воспринимает ударные нагрузки и подвержена вибрации. В результате этого изменяются углы установки управляемых колес, ухудшается их стабилизация, что затрудняет управление автомобилем, увеличивается расход топлива и изнашивание шин. При ТО ходовой части выполняются работы по уходу за рамой, подвеской, передним мостом, шинами и колесами.

Неисправности элементов ходовой части (рамы, подвески, осей и колес) в основном возникают при эксплуатации автомобилей с нагрузкой; превышающей максимальную грузоподъемность, а также при эксплуатации в тяжелых условиях непрофилированных дорог.

Рама грузового автомобиля должна сохра­нять высокую жесткость, так как от нее зави­сит правильность взаимной установки всех аг­регатов и узлов автомобиля. Подвеска должна поглощать толчки, воспринимаемые колесами от неровности дороги и не передавать их на раму автомобиля.

От амортизаторов требуется быстрое гаше­ние колебаний, которые вызываются переездом колес через неровности дороги.

Передние колеса автомобиля должны иметь правильные углы установки, с тем чтобы была обеспечена стабилизация колес, т. е. стремле­ние сохранять заданное им направление дви­жения. Диски колес не должны иметь погнуто­стей и разработки отверстий для крепления дисков на шпильках тормозных барабанов.

К числу основных неисправностей ходовой части автомобиля относятся трещины и короб­ление балок рамы, прогиб передней оси, износ деталей шарнирных соединений (шкворней, рессорных пальцев), нарушение углов установ­ки передних колес, а также неисправности амортизаторов, поломка рессор и пружин под­вески, повреждение и износ шин.

Неисправности агрегатов и узлов ходовой части выявляют частично осмотром при ЕО. При ежедневном техническом обслуживании проверяют состояние передних и задних рессор, подрессорников, колес и шин.

Осмотр рамы позволяет установить изменения ее геометрической формы и размеров, наличие трещин, погнутость лонжеронов и поперечин, состояние креплений к раме кронштейнов рессор, подрессорников и амортизаторов.

Проверка геометрической формы рамы может быть выполнена измерением ширины рамы спереди и сзади по наружным плоскостям лонжеронов. Разница в ширине должна быть для автомобилей ГАЗ не более 4 мм. Продольное смещение лонжеронов рамы от первоначального положения можно определить, замеряя диагонали между поперечинами рамы на отдельных ее участках. Длина диагоналей на каждом участке должна быть одинаковой. Допускается минимальное отклонение не более 5 мм.

Взаимное положение мостов определяется замером расстояния между осями переднего и заднего мостов с правой и левой сторон.

Отклонения в измеренных расстояниях не допускаются. Если проверка состояния рамы выявит серьезные неисправности в ее конструкции или недопустимые отклонения в базовых размерах, автомобиль направляют на капитальный ремонт.

Состояние подвесок проверяют при технических обслуживаниях внешним осмотром, а крепление их - приложением усилия. При осмотре рессор выявляют поломанные или треснутые листы. Рессора не должна иметь видимого продольного смещения, которое может произойти из-за среза центрального болта. Проверяя надежность крепления рессор, необходимо обращать особое внимание на степень затяжки гаек стремянок и отсутствие износа втулок шарнирных креплений рессор. Если рессоры имеют крепление концов в. резиновых подушках, обращают внимание на их целость, а также на правильное положение в опоре. Гайки крепления стремянок и хомутов рессор затягивают равномерно сначала передние (по ходу автомобиля), а затем задние.

Упругость рессоры проверяют по ее стреле прогиба в свободном состоянии. Этот показатель можно определить, если натянуть нить между концами рессоры и измерить расстояние от нити до середины вогнутой части коренного листа. В подвеске автомобиля рессоры не должны отличаться по стреле прогиба более чем на 10 мм. При появлении скрипа рессор во время движения автомобиля, а также коррозии листов следует очистить листы от грязи, промыть керосином и смазать графитной смазкой.

Техническое обслуживание амортизаторов заключается в проверке их креплений, своевременной замене изношенных резиновых втулок. Особое внимание уделяется контролю герметичности. Если амортизатор имеет на поверхности потеки жидкости и потерял амортизирующие свойства, его ремонтируют, подвергают испытанию после ремонта и устанавливают на автомобиль.

В объем работ ТО-1 входят проверка состояния и креплений передних и задних подвесок и амортизаторов, измерение люфта в подшипниках ступиц колес и шкворней поворотных цапф, а также оценка состояния рамы и балки передней оси. По графику в соответствии с картой смазки смазывают шарнирные опоры или подшипники шкворней поворотных цапф. Проверяют состояние шин и давление воздуха в них, которое при необходимости доводят до нормы.

При проведении ТО-2, в дополнение к перечисленным работам, проверяют правиль­ность установки переднего и заднего мостов, состояние сцепного прибора, закрепляют хому­ты, стремянки и пальцы передних и задних рес­сор, подушки рессор и амортизаторы. Кроме того, проверяют углы установки передних ко­лес, состояние пружин и рычагов передней подвески.

Регулировочные работы по ходовой части

 

Регулировочные работы по ходовой части автомобиля заключаются в проверке и регу­лировке углов установки передних, колес, регу­лировке предельного угла поворота передних колес, регулировке осевого зазора между по­воротным кулаком и проушиной балки перед­них колес и регулировки подшипников ступиц передних колес.

Проверка и регулировка уста­новки передних колес. Измерение уг­лов установки передних колес производят при помощи оптического стенда или переносного прибора ГАРО. Углы установки передних колес приведены в табл. 8.

 

8. Углы установки передних колес 

Автомобиль Угол развала колес Схождение колес, мм  Угол наклона шкворня
продольный поперечный
ГАЗ-24 «Волга»  0º ± 30'            1,4 - 3    0 - 1º    8º
Москвич-412      1º              1- 3    1º30'    8º
УАЗ-451      1º              4 - 6        2º    8º
ГАЗ-53А      1º            1,5 - 3    2º30'    8º
ЗИЛ-130      1º              2 - 5    1º15'    8º
МАЗ-500      1º              3- 5    2º30'      8º
   МАЗ-5335      1°             3-5  2"30'     8° 
КрАЗ-257      1º              3 - 5    2º30'    8º
КамАЗ-5320      1°            2-5 0°11' ±4'    8°

 

Схождение передних колес определяют по разности расстояний между ободами колес или шинами сзади и спереди. Для проверки схож­дения передние колеса ставят в положение, соответствующее прямолинейному движению. Автомобиль продвигают вперед так, чтобы бы­ли выбраны все зазоры в сочленениях передне­го моста. Измерив расстояние между боковыми поверхностями шин спереди специальной ли­нейкой, делают на них отметку мелом в местах касания линейки. Затем перекатывают автомо­биль вперед так, чтобы отметка оказалась сза­ди переднего моста, и вновь измеряют расстоя­ние между отметками.Изменение угла наклона шкворня назад может произойти у грузовых автомобилей вследствие прогиба или скручивания балки пе­реднего моста, поломки или большого проги­ба (осадки) передних рессор, износа деталей шкворневых соединений.

 Восстановление угла наклона шкворня на­зад требует замены деформированных деталей. В отдельных случаях довести угол до требуе­мой величины можно, применив стальную под­кладку (клин), установив ее между площадкой балки переднего моста и рессорой.Угол бокового- наклона шкворня может быть нарушен в результате погнутости балки переднего моста. Причиной изменения угла развала могут быть прогиб балки переднего моста, износ деталей шкворневого соединения, недостаточная затяжка подшипников ступиц передних колес.Указанные углы у грузовых автомобилей не поддаются регулировке. Для их восстановле­ния погнутую балку переднего моста правят в холодном состоянии под прессом, а изношен­ные детали шкворневого соединения заменяют новыми.Величина схождения передних колес мо­жет быть отрегулирована. Для этого, отвернув гайки стяжных болтов наконечников, повора­чивают поперечную рулевую тягу, имеющую по своим концам резьбу с разным направлением. Установив поворачиванием тяги требуемую величину схождения, затягивают и зашплинтовывают гайки стяжных болтов наконечников.

 Регулировка предельного угла поворота передних колес.

Наиболь­ший (предельный) угол поворота передних ко­лес ограничивается положением упорных бол­тов, расположенных на поворотных рычагах. При достижении предельного угла поворота эти болты упираются в выступы балки перед­него моста. Наибольший угол поворота выби­рается из условия, чтобы при повороте колеса не задевали за какие-либо детали.Регулируют наибольший угол поворота подвертыванием упорных болтов. Наибольший угол поворота наружного колеса дается при повороте внутреннего колеса на 20°.Угол поворота наружного колеса при пово­роте внутреннего колеса на 20° для отечествен­ных грузовых автомобилей составляет: УАЗ- 451М =18°30', ГАЗ-53А =17°30', «Урал-375», «Урал-377»= 18°, ЗИЛ-130=18°, ЗИЛ-131 =18°.

Регулировка осевого зазора между поворотной цапфой и про­ушиной балки переднего моста.

У грузовых автомобилей с неразрезной балкой переднего моста нельзя допускать повышен­ного осевого люфта поворотной цапфы. С этой целью производят проверку величины зазора между поворотной цапфой и внутренней торцо­вой поверхностью балки переднего моста. Этот зазор не должен превышать у грузовых авто­мобилей Горьковского автозавода — 0,15 мм и у грузовых автомобилей ЗИЛ—0,25 мм. Если этот зазор выходит за указанные пределы, то рекомендуется установить регулировочную прокладку.

Регулировка подшипников сту­пиц передних и задних колес.

Своев­ременная регулировка подшипников ступиц колес позволяет избежать осевой качки колеса и тем самым предохранить подшипники от преждевременного износа. Регулировку подшипников передних колес выполняют в следующем порядке. Подняв домкратом передний мост до отрыва шин от опорной поверхности, расшплинтовывают и ослабляют гайку цапфы поворотного ку­лака так, чтобы колесо свободно вращалось. Если обнаружится тугое вращение колеса, то устраняют вызвавшие его причины (задевание тормозных колодок, заедание сальников, вы­ход из строя подшипников). После этого затягивают гайку цапфы поворотного кулака до тугого вращения колеса на подшипниках. При. этом поворачивают колесо, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение относительно колец. Степень затяжки проверя­ют, заставляя колесо поворачиваться толчком руки, после которого оно должно сразу же ос­танавливаться. Отпустив гайку на 2—3 шплинтовочных отверстия (или прореза), до совпа­дения с шплинтовочным отверстием кулака, вновь проверяют вращение колеса, которое должно сделать до полной остановки не менее 8 оборотов после сильного толчка рукой. По окончании регулировки гайку надежно шплинтуют.

 О правильности регулировки подшипников ступиц переднего моста можно судить по на­греву ступицы во время движения. Если нагрев ступицы ощущается рукой, то рекомендуется ослабить затяжку гайки на одно шплинтовочное отверстие. Для определения осевого люфта подшипни­ков заднего колеса его вывешивают и отсоеди­няют полуось от ступицы. Перед регулировкой подшипников проверя­ют, нет ли задевания колодок за барабаны, что затрудняет проворачивание колеса. При необ­ходимости регулировки отвертывают контргай­ку 1 (рис. 35) и снимают замочную шайбу 2 с сальником 4. Отпускают на 1/2 оборота гайку 3 крепления подшипников и проверяют враще­ние колеса. Затем затягивают гайку 3 усили­ем одной руки при помощи ключа с воротком длиной 350—400 мм до тех пор, пока не нач­нется торможение ступицы. При этом повора­чивают ступицу в обоих направлениях, чтобы ролики подшипников правильно установились по коническим поверхностям колец. После это­го отпускают гайку крепления подшипника на 1/5 оборота и вводят стопорный штифт в одну из прорезей замочной шайбы. Если штифт не входит в прорезь, то поворачивают гайку в ту или другую сторону настолько, чтобы штифт вошел в ближайшую прорезь. Закончив эту операцию, навертывают и слегка затягивают контргайку и проверяют степень затяжки под­шипников. Если подшипники затянуты правиль­но, то колесо должно вращаться без заметного осевого люфта и качки. Поставив на место по­луось, окончательно затягивают контргайку.

Регулировка подшипников шкворней поворотного кулака.

У ав­томобилей с передними ведущими колесами необходимо регулировать затяжку подшипни­ков шкворней поворотного кулака. У автомобилей ГАЗ-66 и УАЗ шкворни поворачи­ваются в конических роликовых подшипниках. Эти подшипники должны быть отрегулированы так, чтобы в них не ощущался люфт.

Техническое обслуживание рамы и подвески

 

Проверка состояния рамы. При осмотре рамы проверяют, нет ли видимого ис­кажения ее геометрической формы, трещин и погнутостей в лонжеронах и поперечинах, ослабления заклепочных соединений. Выявляют также целостность кронштейнов рессор и под­рессорников, корпусов рычажных амортизато­ров или кронштейнов крепления телескопиче­ских амортизаторов.

Если при осмотре будет обнаружена замет­ная деформация рамы, то проверяют степень искажения её геометрической формы.

После снятия кабины и платформы очища­ют раму от грязи и производят следующую проверку. Измеряют ширину рамы спереди и сзади. У грузовых автомобилей Горьковского автозавода разница в ширине рамы не должна превышать 4 мм. Погнутость рамы может быть установлена измерением диагоналей между по­перечинами рамы на отдельных ее участках (рис. 34).  Разница в длине диагоналей на от­дельном участке рамы между двумя поперечи­нами должна быть не более 5 мм.

Правильность положения переднего и заднего мостов по отношению к раме опреде­ляют, измеряя расстояния А и В, которые должны быть равны между собой (допускается разница не более 4 мм). Расстояние С, равное длине базы автомобиля, должно быть одинако­вым с правой и левой сторон рамы. DЕ, F  проверяемые размеры между поперечинами рамы.

При проверке рамы следят также за состоя­нием ее окраски. Во избежание появления кор­розии поверхности с поврежденной окраской должны быть своевременно подкрашены.

Ослабление заклепок выявляют легким про­стукиванием лонжеронов рамы, при котором ослабевшие заклепки издают характерный дребезжащий звук.

Проверка состояния, деталей подвески. При осмотре рессор и подрессорников

выявляют, имеются ли поломки или тре­щины листов. Листы не должны иметь про­дольного смещения, которое может произойти в результате среза центрового болта. Прогиб правых и левых рессор должен быть одина­ковым.

Проверяя надежность крепления рессорных пальцев у рессор, имеющих накладные ушки (ЗИЛ-130), обращают особое внимание на за­тяжку гаек стремянок, крепящих накладные ушки. Эти гайки должны быть затянуты до сжатия пружинных шайб.

У автомобилей, имеющих крепление рессор в резиновых подушках (ГАЗ-5ЗА, ГАЗ-66 и др.), проверяют, не произошло ли разруше­ние резиновых подушек, а также наблюдают за правильным их положением и отсутствием перекосов.

Гайки стремянок крепления рессор следует затягивать равномерно, сначала обе передних, а затем обе задних (по ходу автомобиля) с мо­ментом, равным 25—30кгс-м.

Упругость рессоры проверяют по ее стреле прогиба в свободном состоянии. Стрелу проги­ба определяют, натянув нить вдоль верхней части коренного листа по торцовым его концам или закруглениям резиновых чашек.

Расстояние от нити до поверхности корен­ного листа принимают за стрелу прогиба. Раз­ность стрелы прогиба для правой и левой одно­именных рессор не должна превышать 10 мм.

Техническое обслуживание амортизаторов заключается в проверке их креплений, своевременной замене изношенных резиновых втулок. Особое внимание уделяется контролю герметичности. Если амортизатор имеет на поверхности потеки жидкости и потерял амортизирующие свойства, его ремонтируют, подвергают испытанию после ремонта и устанавливают на автомобиль.