image image image image image
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей Учебное пособие
Понедельник, Декабрь 11, 2017

Основные неисправности систем охлаждения и смазки

Внешними при­знаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен при недостатке охлаждающей жидкости в системе из-за ее утечки, или выкипания,, обрыве или пробуксовке ремня привода вентилятора и водяного насоса, заедании термостата и жалюзи в закрытом положении, большом отложении накипи. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалю­зи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.

Внешними признаками неисправностей сис­темы смазки являются загрязнение масла, по­ниженное или повышенное давление в системе Пониженное давление в системе смазки наблюдается при недостаточном уровне масла, его разжижении, появлении течи масла, износе де талей масляного насоса, подшипников коленча­того и распределительного валов, заедании ре­дукционного клапана в открытом положении.

Повышенное давление может быть в результате применения масла повышенной вяз кости, заедания редукционного клапана в закрытом положении, засорения маслопроводов.

Работы,  выполняемые при техническом обслуживании систем охлаждения и смазки

При проведении ежедневного обслуживания проверяют осмот­ром герметичность систем охлаждения и смазки уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости доливают воду. В зимнее время при постановке автомобиля на стоянку сливают воду из системы охлаждения и пуско­вого подогревателя, а перед пуском двигателя заполняют систему горячей водой или подклю­чают двигатель к системе подогрева. Кроме того, при ежедневном обслуживании заливают воду в бачок устройства для обмыва ветрового стекла; проверяют уровень и при необходимос­ти доливают масло в картер двигателя. .У ди­зелей необходимо проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуля­торе максимальной частоты вращения колен­чатого вала двигателя; остановить двигатель и проверить на слух работу фильтра центробеж­ной очистки масла.

Во время проведения первого технического обслуживания следует проверить и при необ­ходимости отрегулировать натяжение привод­ных ремней; при работе в условиях большой запыленности окружающей среды заменить масло в картере двигателя; слить отстой из корпусов фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность колпака фильтра центробежной очистки масла; промыть филь­трующий элемент воздушного фильтра венти­ляции картера.

При втором техническом обслуживании не­обходимо проверить и, если надо, закрепить вентилятор, радиатор, его облицовку, жалюзи и капот; проверить и отрегулировать натяже­ние приводных ремней; заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть при этом фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки или очистить фильтр центро­бежной очистки масла; слить отстой из корпу­сов масляных фильтров; очистить и промыть клапан вентиляции картера, двигателя; сма­зать подшипники водяного насоса и натяжно­го ролика ремня вентилятора.

Во время сезонного технического обслужи­вания проверяют осмотром герметичность

систем охлаждения и отопления, а также пус­кового подогревателя; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют состояние и действие пускового-подогревателя

Два раза в год при смене сортов масел (в за­висимости от времени года) промывают систе­му смазки двигателя; при подготовке к зиме отключают масляный радиатор.

Регулировка натяжения при­водных ремней. Натяжение ремня при­вода вентилятора и водяного насоса двигателя 3M3-53 регулируют при помощи натяжного ролика 3 (рис. 8). При этом ослабляют гайки крепления кронштейна 4 натяжного ролика и перемещают рукоятку кронштейна до получе­ния нормального натяжения ремня. Затем за­крепляют гайки крепления кронштейна и сно­ва проверяют натяжение ремня.

При усилии 3—4 кгс прогиб ремня должен быть 10—15 мм.

Регулировку натяжения ремня привода ге­нератора производят перемещением генератор pa 1 по прорези установочной планки 2. Прогиб должен быть 10—12 мм.

У двигателя ЗИЛ-130 для регулировки на­тяжения ремня привода насоса гидравлическо- го усилителя рулевого управления и ремня привода генератора ослабляют болты крепле­ния натяжного кронштейна 8 (рис. 9) или гай­ку крепления генератора к планке 2, а затем смещают насос или генератор. При .усилии 4 кгс, приложенном к серединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8 14 мм.

Регулировку натяжения ремня привода компрессора производят перемещением ком­прессора по кронштейну при помощи регулиpoвочного болта 4. Прогиб ремня под усилием 4 кгс должен составлять 5—8 мм.

У дизелей ЯМЗ-236 для регулировки на­тяжения ремня привода компрессора служит винтовое устройство 1 (рис. 10,а), а натяжение ремня 4 (рис. 10,6) привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб 2, зажимаемых между ступицей и съем­ной боковиной 3 шкива водяного насоса. При усилии 3 кгс, приложенном к серединам ветвей, прогиб не должен превышать: 10—15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм— для ремня привода компрессора (на короткой ветви).

У дизелей ЯМЗ-740 натяжение ремней при­вода водяного насоса и генератора регулируют изменением положения оси генератора. При нажатии на середину наибольшей ветви с уси­лием 4 кгс прогиб ремней должен быть 15-22 мм.

Доливка и смена м а с л а. Для про­верки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечет масло, вынуть и вытереть маслоизмерительный стержень, вставить его обратно до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей-»

1— метка, соответствующая уровню масла до пуска двигателя

(рис. 11), эксплуатировать автомобиль нельзя. Нужно долить масло до метки «Полно».

При проверке уровня масла до пуска двига­теля после длительной стоянки нормальный уровень должен соответствовать верхней пря­моугольной метке на маслоизмерительном стержне.

Масло рекомендуется сменять при горячем двигателе.

Для этого отвертывают сливную пробку картера и сливают отработавшее масло.

Из корпусов масляных фильтров сливают отстой, разбирают и промывают фильтры. При сильном загрязнении масла промывают картер двигателя.

Для промывки в картер заливают чистое маловязкое (зимнее) масло примерно до ниж­ней метки маслоизмерительного стержня, пус­кают двигатель и дают ему поработать 2— 3 мин на холостом ходу. Затем сливают промы­вочное масло, заливают в картер свежее мас­ло и пускают двигатель на 3—5 мин. Через 5—10 мин после остановки двигателя измеря­ют уровень масла в картере.

Вследствие окисления масла кислородом воздуха образуются нагар и лаковые отложе­ния. Отложения нагара в камерах сгорания двигателя вызывают перебои в системе за­жигания, перегрев и работу двигателя с дето­нацией. Отложения на головках клапанов при­водят к перегреву и короблению клапанов, не­плотному прилеганию клапанов к седлам. Следствием попадания твердых частиц нагара в картер двигателя является засорение масло­проводов и фильтров.

Для очистки масляных фильтров их разбирают, промывают керосином и насухо промыва- ют или обдувают сжатым воздухом. Фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки при их загрязнении заменяют.

Для очистки фильтра центробежной очист­ки масла надо: остановить двигатель и дать стечь маслу (20—30 мин); отвернуть бараш­ковую гайку 1 (рис. 12) и снять кожух 2 от­вернуть пробку 8 и вставить в отверстие боро­док, чтобы удержать ротор 7 от вращения; на­нести метки на ротор и колпак 4; отвернуть гайку 3 и снять колпак 4; снять пластмассовую вставку 5, сетчатый фильтр б и прокладку. Снятые детали очищают от отложений и гря­зи, промывают керосином.

Сборку производят в обратной последова­тельности.

Далее проверяют работу фильтра на про­гретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор исправного фильтра продол­жает вращаться 2—3 мин, издавая характер­ное гудение. Если гудение прослушивается бо­лее короткое время, то ротор притормаживает­ся, например, вследствие чрезмерной затяжки барашковой гайки. Эту гайку надо затянуть от руки, без помощи какого-либо инструмента.

В системе вентиляции картера снимают и очищают трубки и шланги, очищают и промы­вают воздушный фильтр. Трубки и шланги вентиляции картера должны быть плотно сое­динены между собой, шланги не должны иметь разрывов, расслоений и разбуханий. У двигателя ЗИЛ-130 промывают ацетоном клапан вентиляции картера.

Систему вентиляции картера двигателя 3M3-53 очищают в такой последовательности: промывают фильтрующую набивку фильтра вентиляции картера в керосине и просушива­ют; смачивают фильтр вентиляции картера маслом для двигателя; снимают вытяжную трубку вентиляции и промывают ее керосином, просушивают и ставят на место.

При движении автомобилей FA3-53A и ЗИЛ-130 со скоростью 40—50 км/ч давление масла в системе смазки двигателя должно быть 2—4 кгс/см2. При снижении давления масла на холостом ходу до 0,9—0,4 кгс/см2 (3M3-53) или 0,6—0,3 кгс/см2 (ЗИЛ-130) загорается контрольная лампа на щитке приборов.

Давление масла в прогретом двигателе ЯМЗ-740 при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин должно быть 4,5—5,0 кгс/см2.

Контрольные вопросы

1 Как проверяют и регулируют натяжение ремня привода вентилятора и генератора?

2. Как очищают фильтр центробежной очистки масла?

Категория: Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки двигателя
Рейтинг:   / 16