Основные неисправности и техническое обслуживание систем охлаждения и смазки

 

Внешними при­знаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен при недостатке охлаждающей жидкости в системе из-за ее утечки, или выкипания, обрыве или пробуксовке ремня привода вентилятора и водяного насоса, заедании термостата и жалюзи в закрытом положении, большом отложении накипи. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалю­зи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.

Внешними признаками неисправностей сис­темы смазки являются загрязнение масла, по­ниженное или повышенное давление в системе Пониженное давление в системе смазки наблюдается при недостаточном уровне масла, его разжижении, появлении течи масла, износе де талей масляного насоса, подшипников коленча­того и распределительного валов, заедании ре­дукционного клапана в открытом положении.

Повышенное давление может быть в результате применения масла повышенной вязкости, заедания редукционного клапана в закрытом положении, засорения маслопроводов.

Работы,  выполняемые при техническом обслуживании систем охлаждения и смазки

При проведении ежедневного обслуживания проверяют осмот­ром герметичность систем охлаждения и смазки уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости доливают воду. В зимнее время при постановке автомобиля на стоянку сливают воду из системы охлаждения и пуско­вого подогревателя, а перед пуском двигателя заполняют систему горячей водой или подклю­чают двигатель к системе подогрева. Кроме того, при ежедневном обслуживании заливают воду в бачок устройства для обмыва ветрового стекла; проверяют уровень и при необходимос­ти доливают масло в картер двигателя.У ди­зелей необходимо проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуля­торе максимальной частоты вращения колен­чатого вала двигателя; остановить двигатель и проверить на слух работу фильтра центробеж­ной очистки масла.

Во время проведения первого технического обслуживания следует проверить и при необ­ходимости отрегулировать натяжение привод­ных ремней; при работе в условиях большой запылённости окружающей среды заменить масло в картере двигателя; слить отстой из корпусов фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность колпака фильтра центробежной очистки масла; промыть филь­трующий элемент воздушного фильтра венти­ляции картера.

При втором техническом обслуживании не­обходимо проверить и, если надо, закрепить вентилятор, радиатор, его облицовку, жалюзи и капот; проверить и отрегулировать натяже­ние приводных ремней; заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть при этом фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки или очистить фильтр центро­бежной очистки масла; слить отстой из корпу­сов масляных фильтров; очистить и промыть клапан вентиляции картера, двигателя; сма­зать подшипники водяного насоса (помпы) и натяжно­го ролика ремня вентилятора.

Во время сезонного технического обслужи­вания проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и отопления, а также пус­кового подогревателя; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют состояние и действие пускового подогревателя

Два раза в год при смене сортов масел (в за­висимости от времени года) промывают систе­му смазки двигателя; при подготовке к зиме отключают масляный радиатор.

Регулировка натяжения при­водных ремней. Натяжение ремня при­вода вентилятора и водяного насоса двигателя 3M3-53 регулируют при помощи натяжного ролика 3 (рис. 8). При этом ослабляют гайки крепления кронштейна 4 натяжного ролика и перемещают рукоятку кронштейна до получе­ния нормального натяжения ремня. Затем за­крепляют гайки крепления кронштейна и сно­ва проверяют натяжение ремня.

При усилии 3—4 кгс прогиб ремня должен быть 10—15 мм.

Регулировку натяжения ремня привода ге­нератора производят перемещением генераторa 1 по прорези установочной планки 2. Прогиб должен быть 10—12 мм.

У двигателя ЗИЛ-130 для регулировки на­тяжения ремня привода насоса гидравлическо- го усилителя рулевого управления и ремня привода генератора ослабляют болты крепле­ния натяжного кронштейна 8 (рис. 9) или гай­ку крепления генератора к планке 2, а затем смещают насос или генератор. При .усилии 4 кгс, приложенном к серединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8 14 мм.

Регулировку натяжения ремня привода компрессора производят перемещением ком­прессора по кронштейну при помощи регулиpoвочного болта 4. Прогиб ремня под усилием 4 кгс должен составлять 5—8 мм.

У дизелей ЯМЗ-236 для регулировки на­тяжения ремня привода компрессора служит винтовое устройство 1 (рис. 10,а), а натяжение ремня 4 (рис. 10,6) привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб 2, зажимаемых между ступицей и съем­ной боковиной 3 шкива водяного насоса. При усилии 3 кгс, приложенном к серединам ветвей, прогиб не должен превышать: 10—15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм— для ремня привода компрессора (на короткой ветви).

У дизелей ЯМЗ-740 натяжение ремней при­вода водяного насоса и генератора регулируют изменением положения оси генератора. При нажатии на середину наибольшей ветви с уси­лием 4 кгс прогиб ремней должен быть 15-22 мм.

Доливка и замена масла

Для про­верки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечёт масло, вынуть и вытереть маслоизмерительный стержень, вставить его обратно до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей»

1— метка, соответствующая уровню масла до пуска двигателя

(рис. 11), эксплуатировать автомобиль нельзя. Нужно долить масло до метки «Полно».

При проверке уровня масла до пуска двига­теля после длительной стоянки нормальный уровень должен соответствовать верхней пря­моугольной метке на маслоизмерительном стержне.

Масло рекомендуется менять при горячем двигателе.

Для этого отворачивают сливную пробку картера и сливают отработавшее масло.

Из корпусов масляных фильтров сливают отстой, разбирают и промывают фильтры. При сильном загрязнении масла промывают картер двигателя.

Для промывки в картер заливают чистое маловязкое (зимнее) масло примерно до ниж­ней метки маслоизмерительного стержня, пус­кают двигатель и дают ему поработать 2— 3 мин на холостом ходу. Затем сливают промы­вочное масло, заливают в картер свежее мас­ло и пускают двигатель на 3—5 мин. Через 5—10 мин после остановки двигателя измеря­ют уровень масла в картере.

Вследствие окисления масла кислородом воздуха образуются нагар и лаковые отложе­ния. Отложения нагара в камерах сгорания двигателя вызывают перебои в системе за­жигания, перегрев и работу двигателя с дето­нацией. Отложения на головках клапанов при­водят к перегреву и короблению клапанов, не­плотному прилеганию клапанов к сёдлам. Следствием попадания твердых частиц нагара в картер двигателя является засорение масло­проводов и фильтров.

Для очистки масляных фильтров их разбирают, промывают керосином и насухо протирают или обдувают сжатым воздухом. Фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки при их загрязнении заменяют.

Для очистки фильтра центробежной очист­ки масла надо: остановить двигатель и дать стечь маслу (20—30 мин); отвернуть бараш­ковую гайку 1 (рис. 12) и снять кожух 2 от­вернуть пробку 8 и вставить в отверстие боро­док, чтобы удержать ротор 7 от вращения; на­нести метки на ротор и колпак 4; отвернуть гайку 3 и снять колпак 4; снять пластмассовую вставку 5, сетчатый фильтр б и прокладку. Снятые детали очищают от отложений и гря­зи, промывают керосином.

Сборку производят в обратной последова­тельности.

Далее проверяют работу фильтра на про­гретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор исправного фильтра продол­жает вращаться 2—3 мин, издавая характер­ное гудение. Если гудение прослушивается бо­лее короткое время, то ротор притормаживает­ся, например, вследствие чрезмерной затяжки барашковой гайки. Эту гайку надо затянуть от руки, без помощи какого-либо инструмента.

В системе вентиляции картера снимают и очищают трубки и шланги, очищают и промы­вают воздушный фильтр. Трубки и шланги вентиляции картера должны быть плотно сое­динены между собой, шланги не должны иметь разрывов, расслоений и разбуханий. У двигателя ЗИЛ-130 промывают ацетоном клапан вентиляции картера.

Систему вентиляции картера двигателя 3M3-53 очищают в такой последовательности: промывают фильтрующую набивку фильтра вентиляции картера в керосине и просушива­ют; смачивают фильтр вентиляции картера маслом для двигателя; снимают вытяжную трубку вентиляции и промывают ее керосином, просушивают и ставят на место.

При движении автомобилей FA3-53A и ЗИЛ-130 со скоростью 40—50 км/ч давление масла в системе смазки двигателя должно быть 2—4 кгс/см2. При снижении давления масла на холостом ходу до 0,9—0,4 кгс/см2 (3M3-53) или 0,6—0,3 кгс/см2 (ЗИЛ-130) загорается контрольная лампа на щитке приборов.

Давление масла в прогретом двигателе ЯМЗ-740 при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин должно быть 4,5—5,0 кгс/см2.