Виды и периодичность технического обслуживания

 

Техническое обслуживание автомобилей  проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомоби­ли проходят техническое обслуживание по пла­ну-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреж­дение отказов и неисправностей, предотвраще­ние преждевременного износа деталей, свое­временное устранение повреждений, препятст­вующих нормальной работе автомобиля. Та­ким образом, техническое обслуживание явля­ется профилактическим мероприятием.

Отказом называется нарушение работо­способности автомобиля, приводящее к времен­ному прекращению его нормальной эксплуата­ции (остановка на линии, нарушение расписа­ния движения и т. п.).

Все другие отклонения технического состоя­ния подвижного состава и его агрегатов от ус­тановленных норм являются неисправнос­тями.

В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, кре­пежные, смазочные, заправочные, регулировоч­ные и другие работы, выполняемые, как прави­ло, без разборки агрегатов и снятия с автомо­биля отдельных узлов.

Согласно действующему положению  тех­ническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое об­служивание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение без­опасности движения и поддержание надлежа­щего внешнего вида.

Выполняя ежедневное техническое обслу­живание, производят уборочно-моечные рабо­ты, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы ав­томобиля на линии и перед выездом на линию.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных ра­бот, производимых без снятия агрегатов и при­боров с автомобиля и их разборки.

Второе техническое обслужива­ние помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контроль­но-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агре­гатов. Отдельные приборы снимаются с авто­мобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.

Сезонное обслуживание проводит­ся два раза в год и предусматривает выполне­ние работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются сов­местить с очередным ТО-2. Характерными ра­ботами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смаз­ки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Пе­ред началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и си­стемы отопления в кабине автомобиля.

Периодичность выполнения работ по техни­ческому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависи­мости от условий эксплуатации.

В табл. 1 приведены данные о периодичнос­ти ТО-1 и ТО-2 различного подвижного состава для трех категорий условий эксплуатации со­гласно ГОСТ 21624—76 (с 1 января 1977 г.).

1. Периодичности технического обслуживания автомобилей

 

Категория усло­вий эксплуатации

Периодичности технического обслуживания для автомобилей разных типов, км

 легковых

 автобусов

 грузовых

ТО-1

ТO-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

I

5000

20000

4000

16000

3500

14000

II

4000

16000

3200

12800

2800

11200

III

3000

12000

2400

9600

2100

8400

 

2. Характеристика категорий условий эксплуатации

Категория условий эксплуа­тации

Типичные группы условий работы автомобиля

Техническая категория дороги

I

 

1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами приго­родной зоны

2. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с на­селением до 100 тыс. жителей)

I, II, III

II

1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в горной местности

2.Улицы больших городов

3.Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием

   4. Автомобильные грунтовые профилированные и лесовозные дороги 

 I, II, III 

I

IV, V 

  V

III

1. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным по­крытием в горной местности 

2. Непрофилированные доро­ги и стерня

3. Карьеры, котлованы и вре­менные подъездные пути

 

 IV, V

  -

  -

Категория условий эксплуатации подвижно­го состава зависит от технической характери­стики дороги, типа и состояния покрытия, а также интенсивности движения (табл. 2).

Организация технического обслуживания подвижного состава

 

Для проведения технического обслужива­ния в автотранспортном предприятии состав­ляют планы-графики, охватывающие весь имеющийся в нем подвижной состав. План-график составляют на месяц, положив в основу его периодичность, соответствующую условиям эксплуатации подвижного состава данного ав­тотранспортного предприятия, и среднесуточ­ный пробег. Техническая служба автотран­спортного предприятия может корректировать план-график в зависимости от фактического пробега того или иного автомобиля, перенося отдельные виды обслуживания на более близ­кие или далекие сроки.

Автомобили направляют для выполнения того или иного технического обслуживания в зависимости от пройденного пробега, который ежедневно учитывают для каждого автомо­биля.

Организация работ по техническому обслу­живанию автомобилей может быть бригадной или агрегатно-участковой.

Бригадная форма организации тех­нического обслуживания предусматривает соз­дание бригад для проведения ТО-1, ТО-2 и теку­щего ремонта. Эти бригады выполняют рабо­ты по всем агрегатам автомобиля в пределах данного вида ремонта или обслуживания.

При агрегатно-участковой форме технического обслуживания создаются от­дельные производственные участки, предназна­ченные для выполнения всех работ по техниче­скому обслуживанию и ремонту, но только тех агрегатов, которые закреплены за данными участком.

В зависимости от размеров автотранспортного предприятия может быть установлено раз­личное количество производственных участков разного назначения. Так, на одном производст­венном участке могут выполняться работы только по двигателю, на другом участке — по приборам системы питания и т. д. В небольших автотранспортных предприятиях на одном участке могут выполняться работы по несколь­ким видам агрегатов, но все эти агрегаты должны быть закреплены за данным участком.

Все работы по техническому обслуживанию автомобилей ведутся по технологическим кар­там, разработанным для каждой операции по проверке, регулировке и смазке данного агре­гата.

В технологической карте указывается спо­соб выполнения соответствующей операции, применяемые инструмент и приспособления, используемые материалы.

Учет выполнения технического обслужива­ния ведется по гаражным листкам, выписывае­мым на каждый автомобиль, поступающий для проведения ТО-1 или ТО-2. Запись о выполнен­ных работах делает бригадир данного произ­водственного участка, а подтверждает механик колонны, принимающий автомобиль после об­служивания. В техническом отделе автотран­спортного предприятия на основе записей в этих листах контролируется выполнение плана-графика работ по техническому обслуживанию.

В автотранспортных предприятиях внедря­ются способы диагностики технического состоя­ния автомобиля. Диагностика представляет со­бой систему проверки технического состояния автомобиля без разборки его узлов и агрега­тов, путем использования специального обору­дования, позволяющего дать объективную оценку пригодности автомобиля для дальней­шей эксплуатации. Диагностика может быть общей или поэлементной (углубленной). При общей диагностике определяют техническое со­стояние агрегатов и узлов автомобиля, обеспе­чивающих безопасность движения. Поэлемент­ная диагностика позволяет определить техни­ческое состояние агрегатов и узлов автомобиля, выявить причины возникновения тех или иных неисправностей и уточнить объем необ­ходимых работ по техническому обслужива­нию и ремонту автомобиля.

Организация диагностики технического со­стояния автомобиля зависит от мощности дан­ного автотранспортного предприятия и обеспе­ченности его соответствующим оборудованием. При этом применяется одна из двух схем орга­низации технологического процесса диагно­стирования.

По первой схеме общее диагностирование автомобиля и основные регулировочные рабо­ты выполняются на отдельном специализиро­ванном участке, в виде линии с двумя постами. На одном из этих постов располагается стенд для регулировки тормозов, на другом — стенд для проверки переднего моста автомобиля. Кроме того, оба поста оснащаются переносным диагностическим оборудованием. Все работы по диагностированию и основным регулиров­кам выполняются до поступления автомобиля на линию ТО-1. После диагностирования у ав­томобиля, поступившего на посты линии ТО-1, выполняют главным образом крепежные и сма­зочные работы. Такая схема требует большей площади для всей зоны технического обслужи­вания.

По второй схеме общее диагностирование и все регулировочные работы производятся не­посредственно на постах линии ТО-1, на кото­рых размещается и все диагностическое обо­рудование.

Для углубленного (поэлементного) диагно­стирования, проводимого перед ТО-2 или при необходимости выборочного контроля, в от­дельном помещении организуется пост диагно­стирования, оборудованный стендом для про­верки тяговых качеств автомобиля.

Работы по техническому обслуживанию ав­томобилей очень трудоемки, поэтому современ­ная технология технического обслуживания предусматривает механизацию этих работ с применением различного оборудования. В пер­вую очередь механизируются наиболее трудо­емкие работы, в том числе и операции по внеш­нему уходу.

Внешний уход включает моечно-уборочные работы. Для мойки автомобилей ис­пользуют моечные установки различных типов. В крупных автотранспортных предприятиях для струйной мойки автомобилей применяют механизированные установки. Такая установка состоит из двух независимо действующих сек­ций предварительного и окончательного обмыва. Каждая секция выполнена в виде двух вер­тикальных трубчатых рамок, образующих замкнутый контур, по которому вода проходит к распыляющим коллекторам с сопловыми насадками. Автомобили могут передвигаться на конвейере или проходить установку своим ходом.

Для мойки легковых автомобилей и автобу­сов применяются установки с вращающимися щетками из капроновых нитей. При прохожде­нии автомобиля через установку щетки прижи­маются к его поверхностям, а из душевых ра­мок подается вода. Вертикальные щетки очи­щают боковые поверхности кузова, а горизон­тальная щетка — крышу, а также капот и крышку багажника.

По окончании мойки автомобиль обдувают теплым сжатым воздухом, подаваемым от ком­прессорной установки, или насухо протирают кабину и оперение мягкой фланелью или зам­шей.

После завершения моечно-уборочных работ автомобиль подвергают тщательному осмотру для выявления всех возможных повреждений, пользуясь для этого смотровыми канавами, эстакадами или подъемниками.

Смотровые канавы делятся на тупи­ковые и прямоточные. Тупиковая канава пред­ставляет собой в плане узкий прямоугольник длиной не менее длины обслуживаемого авто­мобиля. В боковой части канавы располагают­ся ступеньки для входа и выхода из нее. Стен­ки канавы выкладываются кирпичом или бетонируются, а затем обкладываются кафелем. Являясь наиболее простой по устройству, изо­лированная канава дает наименьшие удобства для обслуживания автомобиля и находит при­менение главным образом в автотранспортных предприятиях, имеющих только большегруз­ные автомобили, которые нельзя обслуживать на подъемниках.

Тупиковые и прямоточные канавы могут быть соединены поперечной траншеей. В такую траншею выходят своими торцами тупиковые канавы, расположенные параллельно друг дру­гу. На тупиковых канавах производится обслу­живание и ремонт автомобилей. Соединяющая их траншея делается более широкой (до 2 м) и в ней располагаются верстаки и оборудование, необходимое для обслуживания автомобиля снизу. Все канавы обрамляются ребордами для направления колес автомобиля.

Снаружи соединительная канава огоражи­вается перилами, оборудуется лестницами. Ту­пиковые канавы со стороны въезда автомобиля имеют так называемый отбой, т. е. клинообраз­ное возвышение, способствующее выравнива­нию колес автомобиля при заезде его на ка­наву.

Продвижение автомобиля вперед по на­правлению к соединительной траншее ограни­чивается упорами.. Соединительная .траншея располагается, как правило, вдоль наружной стены помещения, имеющей большие оконные проемы, дающие хорошее естественное освеще­ние. Кроме того, канавы оборудуются электри­ческим освещением за счет ламп, расположен­ных в нишах, и штепсельными розетками для пользования переносными лампами. Ниши в стенах канавы используются также для хране­ния инструмента. Как правило, длина каждой тупиковой канавы должна быть больше на 1 м базы автомобиля плюс его передний свес, а глубина ее составляет 1,2—1,5 м. При обслу­живании автомобилей с малым дорожным про­светом глубина канавы может быть увеличена.

Необходимые санитарные условия для пер­сонала, работающего в канавах, обеспечивают­ся устройством вентиляции и отопления, для чего в стенках канавы выполняются специаль­ные каналы, по которым подается теплый воз­дух. Отработавшие газы автомобильных двига­телей отводятся в вытяжную систему гибкими шлангами, присоединяемыми к выходным тру­бам глушителей.

Пол тупиковых канав имеет небольшой ук­лон (1—2%) в направлении траншеи для сто­ка бензина, масла и воды. На пол канавы кла­дут деревянные решетки.

Эстакада представляет собой колейный мостик с высотой, обеспечивающей удобное об­служивание автомобиля снизу. Для въезда на эстакаду и съезда с нее служат наклонные рампы. Эстакады могут быть тупиковыми или прямоточными. В первом случае имеется одна рампа для въезда и съезда автомобиля, во вто­ром случае — две рампы, одна из которых слу­жит для въезда, а другая — для съезда автомо­биля. В качестве материала для строительства эстакад используют дерево, железобетон или стальной прокат.

Эстакады просты по устройству, но занима­ют большую площадь, так как, кроме самой эстакады, значительное место приходится от­водить под рампу. Поэтому эстакады приме­няют главным образом на открытых пло­щадках.

В помещениях с целью установки автомо­биля на удобной для производства работ вы­соте применяют электромеханические или гид­равлические одно- и двухплунжерные подъем­ники.

Электромеханические подъемники могут быть двух-  или четырехстоечными. В стойках четырехстоечного подъемника устанавливают грузовые винты, несущие раму, на которой находится обслуживаемый автомо­биль. Приводится подъемник в действие элек­тродвигателем с редукторами, связанными между собой карданными валами.

Четырехстоечный электромеханический подъемник, предназначенный для обслужива­ния грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 тс имеет высоту подъема 1000 мм. В стой­ках находятся винты, подвешенные своими верхними фланцами на резиновых подушках к фланцу стоек. На каждый винт надета грузо- несущая гайка, закрепленная в зубчатой муф­те, установленной в шестерне конического ре­дуктора.

На картеры редукторов опираются балки рамы, несущей автомобиль. На одной из про­дольных балок установлен электродвигатель, соединенный карданными валами с шестерен­чатыми редукторами.

При подъеме и опускании автомобиля гай­ки, приводимые во вращение через редукторы от электродвигателя, перемещаются вертикаль­но по неподвижным валам.

В корпусе гидравлического одноплунжерно­го подъемника размещен цилиндр, в котором перемещается плунжер, несущий раму, подни­мающую автомобиль. Рама может поворачи­ваться относительно оси цилиндра подъемника на 360°. Рабочее давление в цилиндре создает­ся гидравлическим насосом шестеренчатого ти­па, приводимым электродвигателем.

Подъем плунжера происходит благодаря повышению давления масла, подаваемого в ци­линдр гидравлическим насосом, а опускание — путем откачки масла насосом из цилиндра в бак. В поднятом положении плунжер удержи­вается давлением масла в цилиндре при закры­том перепускном клапане. Опасность самопро­извольного опускания подъемника устраняется применением откидывающихся стоек, которые крепятся к раме.

Одноплунжерный гидравлический подъем­ник используется для подъема легковых и ма­лотоннажных грузовых автомобилей Для об­служивания грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности служат двухплунжерные гидравлические подъемники.

Двухплунжерный гидроподъемник состоит из двух спаренных между собой одноплунжер­ных подъемников. Он может иметь общую ра­му или отдельные вилкообразные опоры на каждом плунжере, одна из которых поддержи­вает переднюю, а другая — заднюю часть ав­томобиля. В этом случае допускается наклон автомобиля за счет подъема плунжеров на раз­ную высоту. Один из двух цилиндров подъем­ника делается передвижным, что позволяет ис­пользовать его для подъема автомобилей с разной базой.

Для подъема передней или задней части автомобиля на небольшую высоту применяют­ся передвижные гаражные домкраты. Такой домкрат состоит из рамы с четырьмя катками, на которой шарнирно закрепляется стрела, не­сущая опорную чашку и масляный насос с ручным приводом. Опорная чашка дополни­тельно соединяется с рамой двумя тягами, ко­торые позволяют поддерживать опорную чаш­ку в горизонтальном положении независимо от угла наклона стрелы. Масляный насос приво­дится в действие качательными движениями рычага, используемого также для передвиже­ния тележки. Передвижной домкрат рассчитан на нагрузку до 6 тс и высоту подъема до 600 мм.

Двигатели и другие агрегаты снимают и устанавливают при помощи передвижного стрелового крана. Широко применяют консоль­ный гидравлический кран, состоящий из П-образной сварной рамы, передвигающейся на че­тырех катках. Установленные на раме верти­кальные стойки с подкосами несут на себе гру­зовую стрелу. Для привода в действие грузо­вой стрелы служит силовой цилиндр, шарнир­но соединенный с основанием стойки. Давление масла, подаваемого в силовой цилиндр, созда­ется ручным гидравлическим насосом. Кран рассчитан на максимальную нагрузку 1000 кгс.

Оборудование для смазки ав­томобилей и заправки их водой, воздухом и маслом. Для смазки меха­низмов и узлов автомобиля консистентными маслами используют ручное и механизирован­ное оборудование. К простейшему оборудованию относятся нагнетатели с ручным приводом, входящие в комплект  инструмента.

Для механизации заправки ручных нагнетателей применяются маслозаправочные баки с поршневым насосом.

К числу механизированного смазочного оборудования относятся передвижные нагнетатели с пневматическим и электромеханическим приводами, а также гидропробойники для очистки засорившихся масляных каналов.

При механизированном обслуживании автомобилей на поточных линиях применяют) комплексные установки для централизования смазки автомобиля. На автопредприятиях используется комплексная установка, предназначенная для смазки агрегатов и узлов автомобиля консистентными смазками и жидким маслами, механизированной заправки водой воздухом. Установка состоит из двух насосов низкого давления с пневматическим приводом один из которых предназначен для подачи моторного масла, а другой — для трансмиссионного масла, и одного насоса высокого давления для подачи консистентных смазок. Для отсчета количества выданного моторного масла имеется счетчик. Все шланги, самонаматывающиися на барабаны, выполнены в виде катушек пустотелой осью. Спиральная пружина, закрепленная одним концом на крестовине оси, а другим концом — в корпусе катушки, обеспечивает самонаматыватель шланга. Стопорное устройство позволяет зафиксировать длину шланга, необходимую для выполнения смазочных работ.

Агрегаты установки выполнены разделы и могут быть размещены в различных мест; в соответствии с расположением постов для технического обслуживания. Барабаны шлангами при помощи кронштейнов устанавливают на стенах, колоннах и в нишах смотровых канав.

Раздельная установка агрегатов позволяя расположить резервуары для масел и смазок насосы и другую аппаратуру в теплом помещении, а барабаны со шлангами смонтированными непосредственно на постах выполнения смазочных работ.